Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.
В 2005 году на семинаре Владимир Тонков, главный специалист Института биосенсорной психологии, сказал: «Есть то, что очень важно для занятий и развития, то, что вы не используете, используете плохо, используете ошибочно, — это возможности вашего речевого аппарата, речь, слово». Эта фраза задела меня, и я стала исследовать область слов — письменных и устных. На момент написания этого текста, в 2018 году, я — редактор 42-тысячной группы Вконтакте, автор собственного блога, пишу и редактирую ежедневно, еженощно и почти во сне, а также говорю с людьми на группах и индивидуальных консультациях как преподаватель и психолог... и понимаю, что в области слов и речи мне ещё копать, копать и копать. А смотря вокруг, вижу — почти ничего не меняется: СЛОВО мы не используем, используем плохо, используем ошибочно.
Когда человек выстраивает речь, он формирует свою психику. Если не шлифовать речь — письменную и устную, — развитие психики будет ущербным. Например, мы знаем: если ребенка воспитывают животные, то он не обучается речи, не умеет говорить и писать. Мы воспринимаем такого человека как психического инвалида, и это так и есть: он не может общаться с людьми, не понимает их и не осознает себя человеком. Но если взрослый человек пишет и говорит, но не может толком сформулировать свои мысли в разговоре или тексте, его психическое развитие тоже страдает. Например, я часто наблюдаю, как трудно приходится подросткам, если владение речью у них находится на уровне фраз: «Драсте У меня нервы Шо делать». Им трудно понимать себя и других людей, трудно размышлять, анализировать, делать выводы. Страдает мышление и социальные навыки общения. Подросток вырастает, а психические проблемы остаются, причем человек не осознает, откуда «растут ноги» этих проблем. Просто никто вовремя не объяснил или объяснил плохо, что учиться грамотности и правописанию надо не для хороших оценок, а ради самого себя. Обучаясь владеть речью, человек своим отношением к этому закладывает фундамент в своё будущее... либо кладет на него болт. Невладение речью ведёт к ущербности психики. А ущербно развитая психика приводит к ущербным отношениям, ущербной работе и ущербному самоощущению. Проще говоря, в семье — бардак, с работой — «труба», и в целом — отсутствие перспективы. Применительно к занятиям так называемыми «духовными практиками»: человек, пренебрегающий развитием своей речи, так и останется недоучкой. Поэтому занимайтесь своей речью при любой возможности.
Когда человек выстраивает свою речь, он меняет взаимоотношения с окружающим миром. Эти взаимоотношения формируются по большому счёту только из влияний: наших — на мир, мира — на нас, и нас — на самих себя. А слово — это и есть способ влияния, простой и мощный. Людям более-менее понятно, что слово влияет на нас, а мы влияем словом на других: нам сказали гадость — мы обиделись, мы высказались в ответ — испортили отношения. Влияние налицо. Но редко кто думает, что слово формирует нас самих. Высказанное или написанное слово — продукт нашей психики. Оно отражает то, кем мы являемся, и определяет то, куда мы себя двигаем по жизни. Последите, как разговаривает большинство людей: слова сыплются изо рта, как шелуха семечек — бездумным бесполезным потоком, абы что сказать и побыстрее. Как люди говорят, так и пишут: тяп-ляп, все разговорные особенности передаются в текст. Такой подход к словам вызван соответствующими психическими реакциями: разбросанными, суетливыми, бессмысленными. Он вызван ими — и поддерживает их. А эти реакции определяют всё в человеке:
— как работают его внутренние органы, то есть здоровье;
— как выстраиваются отношения с окружающими, то есть перспективы самореализации;
— как человек выполняет работу, то есть заработок.
Понимаете, какова взаимосвязь: речь плохая — и человек мыслит разбросанно, суетливо и неосмысленно. Ведет себя разбросанно, суетливо и неосмысленно. И реагирует так же. И его жизнь этим определена. Но такую ситуацию можно и нужно менять — выстраивая свою речь.
Выстроенная речь — это не только речевая грамотность, правописание и большой словарный запас. Человек может легко общаться, строчить «простыни» текстов, но при этом не владеть словом.
В устной речи имеет значение:
— направляет ли человек слово на собеседников;
— говорит ли четко, обстоятельно и взвешенно;
— подбирает ли он понятные слова;
— следит ли за громкостью, глубиной и объемностью звука голоса;
— чувствует ли ритм речи.
В письменной речи имеет значение:
— может ли автор подобрать такую структуру, смысл и логику, чтобы сделать текст цельной формулой словесного влияния;
— регулирует ли он ритмичность фраз;
— может ли спрогнозировать реакцию читателей на текст;
— подбирает ли верные и понятные слова.
Правил много, всех не перечесть. И на самом деле они являются правилами в период их освоения, а потом их надо забыть и выйти на уровень интуитивного чувствования слова. Если это получается, то человека слушают и читают, и его слово не оставляет равнодушным. Если нет, то человек получает на своё слово не те реакции, каких ожидает. Например, из-за одного лишь неприятного, визгливого и перенапряженного голоса руководителя могут не уважать подчинённые. Привычка сбивчиво и быстро говорить может затормозить повышение в должности на годы. Текст на сайте компании, написанный сумбурно, без пользы для читателя и полный общих хвалебных слов может отпугивать клиентов от хорошего специалиста. Подумайте, может быть ваши собственные ситуации согласуются с этими примерами. Тогда стоит озаботиться выстраиванием речи. Способов есть много. Я для себя выбрала путь биосенсорных занятий, в которых СЛОВО ощущается, видится и регулируется как сугубо материальный процесс. Этот подход позволяет быстро осваивать и переводить в опыт любые дельные материалы по редактуре, правописанию и разговорному общению. А главное — практика, практика и снова — практика.
Если у вас появились вопросы, обращайтесь в личных сообщениях или в комментариях — отвечу.
В 2005 году на семинаре Владимир Тонков, главный специалист Института биосенсорной психологии, сказал: «Есть то, что очень важно для занятий и развития, то, что вы не используете, используете плохо, используете ошибочно, — это возможности вашего речевого аппарата, речь, слово». Эта фраза задела меня, и я стала исследовать область слов — письменных и устных. На момент написания этого текста, в 2018 году, я — редактор 42-тысячной группы Вконтакте, автор собственного блога, пишу и редактирую ежедневно, еженощно и почти во сне, а также говорю с людьми на группах и индивидуальных консультациях как преподаватель и психолог... и понимаю, что в области слов и речи мне ещё копать, копать и копать. А смотря вокруг, вижу — почти ничего не меняется: СЛОВО мы не используем, используем плохо, используем ошибочно.
Когда человек выстраивает речь, он формирует свою психику. Если не шлифовать речь — письменную и устную, — развитие психики будет ущербным. Например, мы знаем: если ребенка воспитывают животные, то он не обучается речи, не умеет говорить и писать. Мы воспринимаем такого человека как психического инвалида, и это так и есть: он не может общаться с людьми, не понимает их и не осознает себя человеком. Но если взрослый человек пишет и говорит, но не может толком сформулировать свои мысли в разговоре или тексте, его психическое развитие тоже страдает. Например, я часто наблюдаю, как трудно приходится подросткам, если владение речью у них находится на уровне фраз: «Драсте У меня нервы Шо делать». Им трудно понимать себя и других людей, трудно размышлять, анализировать, делать выводы. Страдает мышление и социальные навыки общения. Подросток вырастает, а психические проблемы остаются, причем человек не осознает, откуда «растут ноги» этих проблем. Просто никто вовремя не объяснил или объяснил плохо, что учиться грамотности и правописанию надо не для хороших оценок, а ради самого себя. Обучаясь владеть речью, человек своим отношением к этому закладывает фундамент в своё будущее... либо кладет на него болт. Невладение речью ведёт к ущербности психики. А ущербно развитая психика приводит к ущербным отношениям, ущербной работе и ущербному самоощущению. Проще говоря, в семье — бардак, с работой — «труба», и в целом — отсутствие перспективы. Применительно к занятиям так называемыми «духовными практиками»: человек, пренебрегающий развитием своей речи, так и останется недоучкой. Поэтому занимайтесь своей речью при любой возможности.
Когда человек выстраивает свою речь, он меняет взаимоотношения с окружающим миром. Эти взаимоотношения формируются по большому счёту только из влияний: наших — на мир, мира — на нас, и нас — на самих себя. А слово — это и есть способ влияния, простой и мощный. Людям более-менее понятно, что слово влияет на нас, а мы влияем словом на других: нам сказали гадость — мы обиделись, мы высказались в ответ — испортили отношения. Влияние налицо. Но редко кто думает, что слово формирует нас самих. Высказанное или написанное слово — продукт нашей психики. Оно отражает то, кем мы являемся, и определяет то, куда мы себя двигаем по жизни. Последите, как разговаривает большинство людей: слова сыплются изо рта, как шелуха семечек — бездумным бесполезным потоком, абы что сказать и побыстрее. Как люди говорят, так и пишут: тяп-ляп, все разговорные особенности передаются в текст. Такой подход к словам вызван соответствующими психическими реакциями: разбросанными, суетливыми, бессмысленными. Он вызван ими — и поддерживает их. А эти реакции определяют всё в человеке:
— как работают его внутренние органы, то есть здоровье;
— как выстраиваются отношения с окружающими, то есть перспективы самореализации;
— как человек выполняет работу, то есть заработок.
Понимаете, какова взаимосвязь: речь плохая — и человек мыслит разбросанно, суетливо и неосмысленно. Ведет себя разбросанно, суетливо и неосмысленно. И реагирует так же. И его жизнь этим определена. Но такую ситуацию можно и нужно менять — выстраивая свою речь.
Выстроенная речь — это не только речевая грамотность, правописание и большой словарный запас. Человек может легко общаться, строчить «простыни» текстов, но при этом не владеть словом.
В устной речи имеет значение:
— направляет ли человек слово на собеседников;
— говорит ли четко, обстоятельно и взвешенно;
— подбирает ли он понятные слова;
— следит ли за громкостью, глубиной и объемностью звука голоса;
— чувствует ли ритм речи.
В письменной речи имеет значение:
— может ли автор подобрать такую структуру, смысл и логику, чтобы сделать текст цельной формулой словесного влияния;
— регулирует ли он ритмичность фраз;
— может ли спрогнозировать реакцию читателей на текст;
— подбирает ли верные и понятные слова.
Правил много, всех не перечесть. И на самом деле они являются правилами в период их освоения, а потом их надо забыть и выйти на уровень интуитивного чувствования слова. Если это получается, то человека слушают и читают, и его слово не оставляет равнодушным. Если нет, то человек получает на своё слово не те реакции, каких ожидает. Например, из-за одного лишь неприятного, визгливого и перенапряженного голоса руководителя могут не уважать подчинённые. Привычка сбивчиво и быстро говорить может затормозить повышение в должности на годы. Текст на сайте компании, написанный сумбурно, без пользы для читателя и полный общих хвалебных слов может отпугивать клиентов от хорошего специалиста. Подумайте, может быть ваши собственные ситуации согласуются с этими примерами. Тогда стоит озаботиться выстраиванием речи. Способов есть много. Я для себя выбрала путь биосенсорных занятий, в которых СЛОВО ощущается, видится и регулируется как сугубо материальный процесс. Этот подход позволяет быстро осваивать и переводить в опыт любые дельные материалы по редактуре, правописанию и разговорному общению. А главное — практика, практика и снова — практика.
Если у вас появились вопросы, обращайтесь в личных сообщениях или в комментариях — отвечу.