Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.
«Инженеру хорошо, а доктору — лучше, я б детей лечить пошел, пусть меня научат» — помните детский стих Маяковского про разные профессии? Действительно, «все работы хороши, выбирай на вкус», и, главное, стать профессионалом в выбранной области. Как это сделать, и всё ли упирается в «пусть меня научат», разберу в этом тексте.
«Инженеру хорошо, а доктору — лучше, я б детей лечить пошел, пусть меня научат» — помните детский стих Маяковского про разные профессии? Действительно, «все работы хороши, выбирай на вкус», и, главное, стать профессионалом в выбранной области. Как это сделать, и всё ли упирается в «пусть меня научат», разберу в этом тексте.
1-й шаг: обучение
Формирование профессионала в любой области начинается с обучения. Человек осваивает теоретическую базу выбранной деятельности. Также он осваивает практические подходы. Теория и практика — всё очевидно. Но обучение этому ещё не делает человека профессионалом. Например, человек обучился на психолога — в ВУЗе или получив дополнительное образование. Вот он выходит и гордо держит диплом в руках... Он профессионал? Ещё нет.
Вспомните себя после окончания ВУЗа или получения специального образования. Вам потребовалось как минимум несколько месяцев, чтобы более-менее уверенно ощущать себя на работе. Так происходит потому, что после обучения человеку нужно совместить теоретические знания и практические навыки с реальной жизнью. В этом совмещении он находит соответствия и противоречия и начинает нарабатывать опыт — это начало пути к профессионализму.
Вспомните себя после окончания ВУЗа или получения специального образования. Вам потребовалось как минимум несколько месяцев, чтобы более-менее уверенно ощущать себя на работе. Так происходит потому, что после обучения человеку нужно совместить теоретические знания и практические навыки с реальной жизнью. В этом совмещении он находит соответствия и противоречия и начинает нарабатывать опыт — это начало пути к профессионализму.
2-й шаг: опыт
Приобретение профессионального опыта требует времени. Год, два, десять или двадцать лет — в каждой профессии и у каждого человека по-разному. Опыт даёт ценнейшее понимание, что в жизни — в отличие от учебников — бывает по-разному. И что по учебникам работать сложно, а порой невозможно. Человек адаптирует полученное обучение к реальным ситуациям, учится на неизбежных ошибках, формирует собственные успешные подходы.
Кроме этого, опыт включает в себя умение общаться с коллегами и начальством, навыки совместного существования в рабочем коллективе, наработку внутренней дисциплины, организацию рабочего пространства. Это так же важно, как опыт непосредственно профессиональной деятельности. Простой пример: как бы психолог ни разбирался в состоянии людей, но если он постоянно опаздывает и заставляет клиентов ожидать себя, то какой же он профессионал... Опыт во всех аспектах рабочего процесса приближает человека к профессионализму. Именно приближает, так как главное — впереди.
Кроме этого, опыт включает в себя умение общаться с коллегами и начальством, навыки совместного существования в рабочем коллективе, наработку внутренней дисциплины, организацию рабочего пространства. Это так же важно, как опыт непосредственно профессиональной деятельности. Простой пример: как бы психолог ни разбирался в состоянии людей, но если он постоянно опаздывает и заставляет клиентов ожидать себя, то какой же он профессионал... Опыт во всех аспектах рабочего процесса приближает человека к профессионализму. Именно приближает, так как главное — впереди.
3-й шаг: мышление
В процессе получения опыта человек нарабатывает профессиональное мышление. Или не нарабатывает. Но именно мышление определяет профессионала в любой области. Главное – мыслить, как профессионал. Тогда и действовать человек будет как профессионал, ведь наши действия определяются исключительно нашим мышлением.
Изменение мышления согласно работе еще называют профессиональной деформацией психики. Суть её в том, что особенности профессионального мышления «прорастают» в повседневную жизнь. По этому поводу есть много анекдотов. Например: «Два психолога стоят на остановке. Один говорит: — Что-то автобуса долго нет. Второй: — Хочешь поговорить об этом?» Это наглядная демонстрация мышления профессионала, пусть в смешной утрированной форме.
Изменение мышления согласно работе еще называют профессиональной деформацией психики. Суть её в том, что особенности профессионального мышления «прорастают» в повседневную жизнь. По этому поводу есть много анекдотов. Например: «Два психолога стоят на остановке. Один говорит: — Что-то автобуса долго нет. Второй: — Хочешь поговорить об этом?» Это наглядная демонстрация мышления профессионала, пусть в смешной утрированной форме.
Как работает мышление профессионала
Профессионал культивирует и шлифует в себе те психические реакции и алгоритмы поведения, которые помогают в его профессиональной деятельности. И отбраковывает те, что не помогают. Например, хирург тренирует в себе готовность быстро и решительно действовать в ситуациях, где обычный человек будет бледнеть и шарахаться: кровь, мясо и «кишки наружу». А также мышление хирурга будет приводить к действиям, которые оберегают его руки — главный рабочий инструмент. Психолог тренирует в себе умение слушать и слышать, регулировать речь и эмоции. Также мышление психолога будет приводить к действиям, которые будут развивать восприимчивость, адекватность, критичность, логический аппарат и другие полезные именно для этой работы качества.
Вроде бы все просто на первый взгляд. Но почему-то в любой сфере деятельности встречаются люди, которые мыслят будто бы назло себе самим: выпивающий хирург с трясущимися руками, раздражительный психолог с кучей внутренних проблем, бесчувственный педагог, невнимательный водитель... Не каждый человек может направить своё мышление на профессиональные рельсы. Поэтому настоящие профессионалы высоко ценятся в обществе.
Вроде бы все просто на первый взгляд. Но почему-то в любой сфере деятельности встречаются люди, которые мыслят будто бы назло себе самим: выпивающий хирург с трясущимися руками, раздражительный психолог с кучей внутренних проблем, бесчувственный педагог, невнимательный водитель... Не каждый человек может направить своё мышление на профессиональные рельсы. Поэтому настоящие профессионалы высоко ценятся в обществе.
Как формируется мышление профессионала
Формирование мышления профессионала может происходить само собой в процессе накопления опыта. Человек интуитивно и рефлекторно «укрепляет» и видоизменяет те ответственные за мышление области психики, которые связаны с его работой. По аналогии с физическим телом: качает ткани психики, как бодибилдер качает мышцы в спортзале. Минус в том, что интуитивный процесс может быть мало эффективным. Как если бы человек, не понимая, как работает мускулатура и толком даже не видя и не ощущая её, пытался бы находить движения для её тренировки. Возможно, что-то получится, но результат будет непредсказуемым и неорганизованным. Так же и с мышлением.
Поэтому эффективнее «накачивать» своё мышление целенаправленно. Можно осознанно насыщать, напитывать, укреплять слои психики, в которых происходит мышление. Можно видоизменять их так, что они будут производить правильные психические реакции, характерные для профессионала в конкретной области.
Здесь надо уточнить, что основной процесс мышления человека происходит не в его центральной нервной системе, не в мозге. Мышление происходит во внетелесных (но материальных!) слоях нашей психики, которые могут обеспечить высокую скорость и огромный объем активных психических процессов. Умение обращаться к этим слоям психики, умение регулировать и видоизменять их позволяет напрямую тренировать свое мышление. В наших биосенсорных подходах есть подобные практики развития мышления.
Поэтому эффективнее «накачивать» своё мышление целенаправленно. Можно осознанно насыщать, напитывать, укреплять слои психики, в которых происходит мышление. Можно видоизменять их так, что они будут производить правильные психические реакции, характерные для профессионала в конкретной области.
Здесь надо уточнить, что основной процесс мышления человека происходит не в его центральной нервной системе, не в мозге. Мышление происходит во внетелесных (но материальных!) слоях нашей психики, которые могут обеспечить высокую скорость и огромный объем активных психических процессов. Умение обращаться к этим слоям психики, умение регулировать и видоизменять их позволяет напрямую тренировать свое мышление. В наших биосенсорных подходах есть подобные практики развития мышления.