Блог Института

Выстраивание речи: фиксация фраз

Речь и мышление
Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.

В предущей публикации по этой теме речь шла о звуке голоса.

Занятия звуком голоса — это только начало. Для выстраивания речи это всего лишь первый этап, а дальше человеку надо обратить внимание на то, как он произносит фразы. Если фраза закончена интонацией и по смыслу, то в ней есть так называемая фиксация. Фиксация фраз делает речь чёткой, плавной и комфортной для восприятия собеседниками. Но редко кто говорит с фиксацией. Это видно по тому, как люди запинаются при разговоре, повторяются, прерывают фразы на полуслове, «экают» и «мэкают», часто поправляют самих себя и делают паузы где попало.

Люди настолько привыкли к отсутствию фиксации в своей речи и речи окружающих, что не обращают на это внимания и считают нормальным. Например, моя мама привыкла говорить, прерывая фразы: начинает одну, обрывает себя на середине, начинает следующую, и эту тоже может прервать... Только после нескольких лет занятий биосенсорными практиками я поняла, что именно это раздражает меня в её речи. А потом с неприятным удивлением обнаружила, что имею такую же привычку. Переучиваюсь до сих пор.

Человека, который не фиксирует фразы, слушать тяжело. Знаю одну девушку, вся речь которой звучит примерно так: «Изначально нам ставилась задача... она была не обязательна, но всё же... и почему-то очень... быть может, это связано с тем, что проект развивается... соответственно, здесь мы все... ну, на мой взгляд... должны думать все активно в этом направлении...» Когда собеседник слышит такую речь, он вынужден тратить очень много сил на понимание. Смысл ускользает, приходится вслушиваться, запоминать предыдущие слова, пытаться связать одно с другим, напрягаться... Такой речью человек оттягивает внимание собеседников на попытки компенсировать искажения своей речи, даже если они этого не осознают. По сути он ворует их энергетичность. Но сам тоже ничего не приобретает, так как остаётся в том же разбросанном состоянии нефиксированной речи.

Чтобы понять, насколько хорошо или плохо у вас с фиксацией речи, запишите себя на диктофон. А лучше попросите друзей или знакомых записать вашу речь тогда, когда вы об этом не будете знать. Тогда эксперимент будет «чистым». Прослушайте записанное и оцените, есть ли у вас признаки отсутствия фиксации: слова-паразиты, незаконченные фразы и повышающаяся к концу предложения интонация. Приучайтесь делать паузы между фразами. Приучайтесь заканчивать каждую фразу до её логического завершения. Приучайтесь понижать голос к концу фразы, ставя точку интонацией. Практика эта сложная, в биосенсорной психологии для этого есть специальные подходы. Если у вас есть вопросы по данной теме, пишите в личные сообщения — проконсультирую.

Изменить вашу речь и ваше мышление в правильную сторону вы можете на Профессиональном курсе по развитию мышления и речи или на 2-месячном курсе «Развитие мышления и речи. Ораторское искусство».