Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.
Речь — это музыка тела и психики. Человек слышит звук этой музыки всегда, так как говорит ежедневно за редким исключением. Даже когда мы молчим, то звучим: звучат двигающиеся органы, сокращаются мышцы, переливаются жидкости... Каждая клеточка нашего тела создаёт вибрации, а звук, как известно, это колебательные движения материи. Звучат не только физические ткани тела, звучат и тонкоматериальные субстанции, пронизывающие и окружающие нас: потоки, полевые структуры, центры, каналы, меридианы... Эти звучания создают ритмы, самый знакомый из которых — это ритм биения сердца. Это ритм постоянный — от рождения и до смерти. Есть ритмы звучаний короткие — в несколько секунд или минут, если длинные — в несколько часов или дней, есть разовые и повторяющиеся, тихие и громкие, главные и второстепенные... Все эти ритмы звучаний переплетаются между собой, попадают в резонанс, то есть усиливают и поддерживают друг друга, или попадают в диссонанс, то есть конфликтуют и уменьшают друг друга. Все эти ритмы влияют на состояние человека, по сути — как мы звучим, так себя и чувствуем. А на это накладываются звуки речи: со своей громкостью, темпом, ритмом фраз, со всеми огрехами, заминками, словами-паразитами, косноязычием... Какая объёмная картина взаимодействующих звучаний! Хорошо бы научиться её регулировать.
Ритмика речи складывается из сочетания фраз разной длины, подбора слов в каждую фразу, скорости произношения, наличия пауз, громкости и силы звука. В речи, как и в музыке, есть определённая мелодия: ноты-слова разного смыслового «звучания» соединяются во фразы, а те идут друг за другом, создавая музыкально-смысловое «произведение». Каким будет это произведение, зависит от «музыканта» — говорящего. У кого-то получаются красивые речевые мелодии, полные живых образов. Они вызывают чувственный отклик слушателей и погружают их в передаваемые смыслы. У многих же, к сожалению, и мелодии как таковой не получается. Происходит это потому, что люди не привыкли отслеживать собственную речь даже на уровне звука голоса, а до ритмики дело вообще не доходит. Надо понимать, что речью человек прежде всего влияет на самого себя, а потом уже — на окружающих. То есть корявая мелодия речи вызывает внутри человека корявые психические и физиологические процессы.
На мой взгляд, механически выучить некие правила хорошей ритмики речи невозможно. Как и в музыке: заучить ноты — еще не означает хорошо сыграть произведение. Можно запомнить определённые рекомендации: чередовать короткие, средние и длинные фразы в разном порядке; разделять слова со схожим звучанием гласных-согласных; выделять важные смыслы усилением голоса... Всё это работает, но главное — нужно чувствовать речь. И здесь на первое место выходят биосенсорные практики. Благодаря им речь становится видимой, ощущаемой и регулируемой: цветные переливающиеся звуковые сгустки исходят от человека, плывут по пространству, растворяются или впитываются другими людьми... Звук рождается внутри бурлящей волной, заполняет тело, окутывает его объёмом и уходит вверх в бесконечность... Слова, как бусины ожерелья, одно за другим нанизываются на нить мысли и реализуют телепатическую формулу того, что хочет сказать человек... Обращаться с речью как с доступным материальным процессом — очень красиво и завораживающе интересно.
Итак, что можно рекомендовать человеку, который хочет выстроить свою речь: высвободить и гармонизировать звук голоса, вычистить речь от слов-паразитов, научиться фиксировать фразы, правильно подбирать термины. Выслушивать ритмику речи: как слова составляются в предложения, какой длины эти предложения и как они сочетаются между собой. В каждой из этих задач использовать биосенсорные подходы: видеть, чувствовать и изменять речь как сугубо материальный процесс. И всё? Нет, конечно. Но на несколько лет погруженного самоизучения точно хватит.
Изменить ваше мышление в правильную сторону вы можете на Профессиональном курсе по развитию мышления и речи или на 2-месячном курсе «Развитие мышления и речи. Ораторское искусство».
Речь — это музыка тела и психики. Человек слышит звук этой музыки всегда, так как говорит ежедневно за редким исключением. Даже когда мы молчим, то звучим: звучат двигающиеся органы, сокращаются мышцы, переливаются жидкости... Каждая клеточка нашего тела создаёт вибрации, а звук, как известно, это колебательные движения материи. Звучат не только физические ткани тела, звучат и тонкоматериальные субстанции, пронизывающие и окружающие нас: потоки, полевые структуры, центры, каналы, меридианы... Эти звучания создают ритмы, самый знакомый из которых — это ритм биения сердца. Это ритм постоянный — от рождения и до смерти. Есть ритмы звучаний короткие — в несколько секунд или минут, если длинные — в несколько часов или дней, есть разовые и повторяющиеся, тихие и громкие, главные и второстепенные... Все эти ритмы звучаний переплетаются между собой, попадают в резонанс, то есть усиливают и поддерживают друг друга, или попадают в диссонанс, то есть конфликтуют и уменьшают друг друга. Все эти ритмы влияют на состояние человека, по сути — как мы звучим, так себя и чувствуем. А на это накладываются звуки речи: со своей громкостью, темпом, ритмом фраз, со всеми огрехами, заминками, словами-паразитами, косноязычием... Какая объёмная картина взаимодействующих звучаний! Хорошо бы научиться её регулировать.
Ритмика речи складывается из сочетания фраз разной длины, подбора слов в каждую фразу, скорости произношения, наличия пауз, громкости и силы звука. В речи, как и в музыке, есть определённая мелодия: ноты-слова разного смыслового «звучания» соединяются во фразы, а те идут друг за другом, создавая музыкально-смысловое «произведение». Каким будет это произведение, зависит от «музыканта» — говорящего. У кого-то получаются красивые речевые мелодии, полные живых образов. Они вызывают чувственный отклик слушателей и погружают их в передаваемые смыслы. У многих же, к сожалению, и мелодии как таковой не получается. Происходит это потому, что люди не привыкли отслеживать собственную речь даже на уровне звука голоса, а до ритмики дело вообще не доходит. Надо понимать, что речью человек прежде всего влияет на самого себя, а потом уже — на окружающих. То есть корявая мелодия речи вызывает внутри человека корявые психические и физиологические процессы.
На мой взгляд, механически выучить некие правила хорошей ритмики речи невозможно. Как и в музыке: заучить ноты — еще не означает хорошо сыграть произведение. Можно запомнить определённые рекомендации: чередовать короткие, средние и длинные фразы в разном порядке; разделять слова со схожим звучанием гласных-согласных; выделять важные смыслы усилением голоса... Всё это работает, но главное — нужно чувствовать речь. И здесь на первое место выходят биосенсорные практики. Благодаря им речь становится видимой, ощущаемой и регулируемой: цветные переливающиеся звуковые сгустки исходят от человека, плывут по пространству, растворяются или впитываются другими людьми... Звук рождается внутри бурлящей волной, заполняет тело, окутывает его объёмом и уходит вверх в бесконечность... Слова, как бусины ожерелья, одно за другим нанизываются на нить мысли и реализуют телепатическую формулу того, что хочет сказать человек... Обращаться с речью как с доступным материальным процессом — очень красиво и завораживающе интересно.
Итак, что можно рекомендовать человеку, который хочет выстроить свою речь: высвободить и гармонизировать звук голоса, вычистить речь от слов-паразитов, научиться фиксировать фразы, правильно подбирать термины. Выслушивать ритмику речи: как слова составляются в предложения, какой длины эти предложения и как они сочетаются между собой. В каждой из этих задач использовать биосенсорные подходы: видеть, чувствовать и изменять речь как сугубо материальный процесс. И всё? Нет, конечно. Но на несколько лет погруженного самоизучения точно хватит.
Изменить ваше мышление в правильную сторону вы можете на Профессиональном курсе по развитию мышления и речи или на 2-месячном курсе «Развитие мышления и речи. Ораторское искусство».