Блог Института

Как сделать свою речь чёткой, ясной, понятной и приятной

Речь и мышление Самопознание
Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.

На курсе для преподавателей биосенсорной психологии нам было сказано основоположником направления биосенсорных психодисциплин Владимиром Тонковым: «80% успеха преподавания — в умении чётко, внятно и понятно говорить, и 20% успеха — это знания в области предмета обучения». Это правило касается не только биосенсорных психопрактик, но и любой области — обучающей или предпринимательской, в которой человек говорит с людьми. Сегодня я, преподаватель Института биосенсорной психологии, Надежда Кузнецова, расскажу вам о том, на что надо обратить внимание, если вы хотите выстроить свою речь чёткой, внятной и понятной.

Звук голоса

Для того, чтобы выстроить свою речь, без занятий звуком голоса не обойтись. Как только человек начинает говорить — можно точно определить, в каком состоянии он находится. Звук голоса — это показатель состояния человека: его здоровья, внутренней силы, психической целостности.

Люди часто не замечают, насколько много искажений содержит их голос. Он может быть пережат в нескольких областях тела, он может быть резким, трескучим, режущим. Он может создавать в пространстве вокруг человека суету, истерику или раздражение. Это влияет на взаимодействие человека с окружающими, например, из-за неприятного голоса работодатель может отказать на собеседовании, или коллеги могут конфликтовать вроде бы без повода. Звук голоса влияет и на самого человека: он создаёт резонирующие и диссонирующие отклики в органах и тканях. Это можно понять на примере громкой музыки из звуковой колонки, когда та вызывает ритмичное «эхо» где-нибудь в животе. Звук собственного голоса обычно не такой громкий, но влияние оказывает очень сильное. Звуковые отклики голоса могут оздоравливать тело, но могут приводить к болезням или усиливать существующие. Поэтому звукообразование относится к базовым биосенсорным практикам: людей учат слышать, чувствовать и регулировать звук голоса.

Звук голоса — мощный регулятор состояния. Звук — это зеркало проблем и слабостей человека, и не обязательно идти на поводу у отражения в этом «зеркале». Если человек обнаруживает, что звук его голоса слабый, тихий, дребезжащий, визгливый, прерывающийся, захлебывающийся или лишенный силы, — можно поменять его. Внутренним мягким волевым усилием делайте его мощным, наполненным силой, глубоким и пронизывающим каждую клеточку и пространство вокруг. Выводите звук из самой глубины тела. Позвольте ему свободно подниматься вверх и распространяться в стороны. Если на его пути встречаются «запруды», блоки или любые другие ощутимые преграды, позвольте им растворяться в звучании. Так ваше состояние изменится.

Фиксация фраз и слов

Занятия звуком голоса — это всего лишь первый этап. Дальше человеку надо обратить внимание на то, как он произносит фразы. В речи присутствует так называемая фиксация, если фраза закончена интонацией и по смыслу, и если каждое слово фразы отделено от другого внутренней разделяющей «остановкой». Фиксация фраз делает речь чёткой, плавной и комфортной для восприятия собеседниками. Но редко кто говорит с фиксацией. Это видно по тому, как люди запинаются при разговоре, повторяются, прерывают фразы на полуслове, «экают» и «мэкают», часто поправляют самих себя и делают паузы где попало.

Люди настолько привыкли к отсутствию фиксации в своей речи и речи окружающих, что не обращают на это внимания и считают нормальным. Например, моя мама привыкла говорить, прерывая фразы: начинает одну, обрывает себя на середине, начинает следующую, и эту тоже может прервать... Только после нескольких лет занятий биосенсорными практиками я поняла, что именно это раздражает меня в её речи. А потом с неприятным удивлением обнаружила, что имею такую же привычку. Переучиваюсь до сих пор.

Чтобы понять, насколько хорошо или плохо у вас с фиксацией речи, запишите себя на диктофон. А лучше попросите друзей или знакомых записать вашу речь тогда, когда вы об этом не будете знать. Тогда эксперимент будет «чистым». Прослушайте записанное и оцените, есть ли у вас признаки отсутствия фиксации: слова-паразиты, незаконченные фразы и повышающаяся к концу предложения интонация. Приучайтесь делать паузы между фразами. Приучайтесь заканчивать каждую фразу до её логического завершения. Приучайтесь понижать голос к концу фразы, ставя точку интонацией. Практика эта сложная, в биосенсорной психологии для этого есть специальные подходы.

Подбор терминов

Тщательное внимание к терминам — это одно из первых, с чем я столкнулась в направлении биосенсорных психодисциплин. Владимир Тонков подробно разбирал значение терминов: любовь, совесть, мораль, этика, духовность... Раньше я считала это нужным и полезным. Теперь, спустя 23 года от начала занятий, осмысление терминов меня восхищает. Каждый новый переосмысленный термин проясняет ещё одну часть сознания: будто запылённое окошко протирают тряпкой, и мир сквозь него видится ярко и чётко. Сравнение очень близкое к происходящему: верное понимание терминов обуславливает адекватные психические реакции. А вот если в понимании путаница, то и в психических реакциях — искажения. Это, в свою очередь, приводит к проблемам в мышлении, отношениях и здоровье.

Понимание терминов и верное их употребление сильно облегчают жизнь. Человек, который понимает термин «любовь», не спутает любовь с привязанностью, сексуальным притяжением или хорошим взаиморасположением. Он адекватно относится к своим отношениям. Когда человек рыдает: «У меня же любовь! Что делать?!» — это трагедия и безвыходность. В высокие чувства не вмешаешься — как же можно?!.. Но стОит понять, что речь не о любви, а о разрыве ставших привычными тесных связей, как происходит отрезвление. Ситуация сразу становится решаемой и вполне переносимой, а человеку можно помочь.

Переосмысление термина в буквальном смысле переворачивает мировоззрение: человек начинает мыслить по-другому, реагировать по-другому, по-новому работают все его органы, изменяется обмен веществ. Всё, что говорится о терминах, касается всех слов без исключения. Поэтому тщательно подбирайте слова в речи, если хотите быть здоровыми, и чтобы люди понимали вас и реагировали так, как вы ожидаете. Исследуйте термины: разбирайтесь в их смысле по словарям и без них, ищите противоречия, докапывайтесь до сути.

Ритмика речи

Речь — это музыка тела и психики. Человек слышит звук этой музыки всегда, так как говорит ежедневно за редким исключением. Даже когда мы молчим, то звучим: звучат двигающиеся органы, сокращаются мышцы, переливаются жидкости... Каждая клеточка нашего тела создаёт вибрации, а звук, как известно, это колебательные движения материи. Эти звучания создают ритмы, самый знакомый из которых — это ритм биения сердца. Это ритм постоянный — от рождения и до смерти. Есть ритмы звучаний короткие — в несколько секунд или минут, если длинные — в несколько часов или дней, есть разовые и повторяющиеся, тихие и громкие, главные и второстепенные... Все эти ритмы звучаний переплетаются между собой, попадают в резонанс, то есть усиливают и поддерживают друг друга, или попадают в диссонанс, то есть конфликтуют и уменьшают друг друга. Все эти ритмы влияют на состояние человека: как мы звучим, так себя и чувствуем. На это накладываются звуки речи: со своей громкостью, темпом, ритмом фраз, со всеми огрехами, заминками, словами-паразитами, косноязычием... Какая объёмная картина взаимодействующих звучаний! Хорошо бы научиться её регулировать.

Ритмика речи складывается из сочетания фраз разной длины, подбора слов в каждую фразу, скорости произношения, наличия пауз, громкости и силы звука. В речи, как и в музыке, есть определённая мелодия: ноты-слова разного смыслового «звучания» соединяются во фразы, а те идут друг за другом, создавая музыкально-смысловое «произведение». Каким будет это произведение, зависит от «музыканта» — говорящего. У кого-то получаются красивые речевые мелодии, полные живых образов. Они вызывают чувственный отклик слушателей и погружают их в передаваемые смыслы. У многих же, к сожалению, и мелодии как таковой не получается. Происходит это потому, что люди не привыкли отслеживать собственную речь даже на уровне звука голоса, а до ритмики дело вообще не доходит. Надо понимать, что речью человек прежде всего влияет на самого себя, а потом уже — на окружающих. То есть корявая мелодия речи вызывает внутри человека корявые психические и физиологические процессы.

На мой взгляд, механически выучить некие правила хорошей ритмики речи невозможно. Как и в музыке: заучить ноты — еще не означает хорошо сыграть произведение. Можно запомнить определённые рекомендации: чередовать короткие, средние и длинные фразы в разном порядке; разделять слова со схожим звучанием гласных-согласных; выделять важные смыслы акцентом голоса... Всё это работает, но главное — нужно чувствовать речь, чтобы она стала осознаваемой, ощущаемой и регулируемой. А это — практика, практика и ещё раз практика.

Итак, что можно рекомендовать человеку, который хочет выстроить свою речь: высвободить и гармонизировать звук голоса, вычистить речь от слов-паразитов, научиться фиксировать фразы, правильно подбирать термины. Выслушивать ритмику речи: как слова составляются в предложения, какой длины эти предложения, и как они сочетаются между собой. В каждой из этих задач использовать биосенсорные подходы: осознавать, чувствовать и изменять речь как конкретный материальный процесс. И всё? Нет, конечно. Но на несколько лет погруженного изучения точно хватит.

Изменить ваше мышление в правильную сторону вы можете на Профессиональном курсе по развитию мышления и речи или на 2-месячном курсе «Развитие мышления и речи. Ораторское искусство».