«Покажи мне, как ты пишешь, и я скажу, кто ты», или Об особенностях письменной речи
Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.
В моих видеороликах я обычно говорю о том, как улучшить устную речь. Но также очень важно обращать внимание на письменную речь. Поясню это на примере слушательницы прошедшего у меня курса «Развитие речи и мышления».
Участники курса обмениваются впечатлениями, задают вопросы, пишут домашние задания. Делают они это в чате Телеграма. Я обратила внимание на то, как именно пишет одна из участниц. Все её сообщения без исключения выглядели так (текст для примера взят произвольный, кавычками обозначены начало и конец цитаты):
«
— А где я могу найти кого-нибудь нормального ? Нигде , — ответил Кот , — нормальных не бывает . Ведь все такие разные и непохожие . И это , по-моему , нормально .
»
Заметили? Когда я попросила группу курса сказать, какая же речевая особенность имеется в данном тексте, то народ сообразил не сразу. Особенность, и она же ошибка, в том, как выставлены пробелы относительно знаков препинания. Согласно правилам русского языка, перед запятой, точкой, восклицательным или вопросительным знаком пробела быть не должно, а после них — должен. В приведенном же примере перед каждым упомянутым знаком препинания есть лишний пробел.
«Ну, это ерунда, мелочь!» — может сказать кто-нибудь. Отнюдь. Каждый, кто читает таким образом написанный текст, осознанно или неосознанно спотыкается об эту ошибочную пунктуацию. Она влияет на впечатление, которое оставит после себя текст. Ведь на основании того, как пишет человек, люди составляют о нём мнение.
Предположим, сотрудник серьёзной компании переписывается с клиентами, и в каждом сообщении у него — подобные лишние пробелы. Какое мнение сложится о сотруднике у клиентов? Есть варианты. Клиент решит, что:
— Пишет ему недавний школьник, который плохо учился в школе. Значит, у этого сотрудника мало опыта, а так как он плохо учился, то либо плохо соображает, либо неусидчивый. Как можно доверять такому специалисту?..
— Пишет ему человек взрослый, но недалёкий. Возможно, это «инстаграмная блондинка», которая не замечает ничего странного в своём тексте. Так же она может не заметить что-нибудь важное в рабочих моментах. Как можно доверять такому специалисту?..
— Пишет ему человек взрослый, которому наплевать на орфографию и пунктуацию, главное — хоть как-то донести смысл. Он может видеть свои ошибки, может — не видеть, но ему пофиг. Этот пофигизм распространяется так же и на работу. Как можно доверять такому специалисту?..
Мнение о человеке по его текстам складывается всегда, в любом случае. Поэтому в приведённом выше примере я отнюдь не преувеличиваю с оценками. Загвоздка в том, что в большинстве случаев мнение это складывается неосознанно. То есть впечатление сложилось, а благодаря чему — человек вряд ли объяснит. Вот и скажите, а оно вам надо — чтобы из-за якобы маленьких и незначительных ошибок о вас думали плохо? Лучше следите за тем, как пишете.
Еще один момент: расставление знаков препинания сильно влияет на членораздельность вашей речи и вашего мышления. О членораздельности я рассказывала в недавнем опубликованном видеоролике. Скажу кратко: правила пунктуации придумали не просто так. Каждый знак препинания выполняет важную функцию: он отделяет один речевой блок от другого, он разделяет речь на члены. То есть знаки препинания способствуют членораздельной речи и мышлению. Если пунктуация плохая — это влияет на вашу устную речь, усугубляя все ошибки и огрехи. И это ещё один повод заняться развитием и тренировкой своей речи, а через неё — своего мышления. Тема эта большая, и ею мы займёмся на курсе.
Изменить ваше мышление в правильную сторону вы можете на Профессиональном курсе по развитию мышления и речи или на 2-месячном курсе «Развитие мышления и речи. Ораторское искусство».
Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.
В моих видеороликах я обычно говорю о том, как улучшить устную речь. Но также очень важно обращать внимание на письменную речь. Поясню это на примере слушательницы прошедшего у меня курса «Развитие речи и мышления».
Участники курса обмениваются впечатлениями, задают вопросы, пишут домашние задания. Делают они это в чате Телеграма. Я обратила внимание на то, как именно пишет одна из участниц. Все её сообщения без исключения выглядели так (текст для примера взят произвольный, кавычками обозначены начало и конец цитаты):
«
— А где я могу найти кого-нибудь нормального ? Нигде , — ответил Кот , — нормальных не бывает . Ведь все такие разные и непохожие . И это , по-моему , нормально .
»
Заметили? Когда я попросила группу курса сказать, какая же речевая особенность имеется в данном тексте, то народ сообразил не сразу. Особенность, и она же ошибка, в том, как выставлены пробелы относительно знаков препинания. Согласно правилам русского языка, перед запятой, точкой, восклицательным или вопросительным знаком пробела быть не должно, а после них — должен. В приведенном же примере перед каждым упомянутым знаком препинания есть лишний пробел.
«Ну, это ерунда, мелочь!» — может сказать кто-нибудь. Отнюдь. Каждый, кто читает таким образом написанный текст, осознанно или неосознанно спотыкается об эту ошибочную пунктуацию. Она влияет на впечатление, которое оставит после себя текст. Ведь на основании того, как пишет человек, люди составляют о нём мнение.
Предположим, сотрудник серьёзной компании переписывается с клиентами, и в каждом сообщении у него — подобные лишние пробелы. Какое мнение сложится о сотруднике у клиентов? Есть варианты. Клиент решит, что:
— Пишет ему недавний школьник, который плохо учился в школе. Значит, у этого сотрудника мало опыта, а так как он плохо учился, то либо плохо соображает, либо неусидчивый. Как можно доверять такому специалисту?..
— Пишет ему человек взрослый, но недалёкий. Возможно, это «инстаграмная блондинка», которая не замечает ничего странного в своём тексте. Так же она может не заметить что-нибудь важное в рабочих моментах. Как можно доверять такому специалисту?..
— Пишет ему человек взрослый, которому наплевать на орфографию и пунктуацию, главное — хоть как-то донести смысл. Он может видеть свои ошибки, может — не видеть, но ему пофиг. Этот пофигизм распространяется так же и на работу. Как можно доверять такому специалисту?..
Мнение о человеке по его текстам складывается всегда, в любом случае. Поэтому в приведённом выше примере я отнюдь не преувеличиваю с оценками. Загвоздка в том, что в большинстве случаев мнение это складывается неосознанно. То есть впечатление сложилось, а благодаря чему — человек вряд ли объяснит. Вот и скажите, а оно вам надо — чтобы из-за якобы маленьких и незначительных ошибок о вас думали плохо? Лучше следите за тем, как пишете.
Еще один момент: расставление знаков препинания сильно влияет на членораздельность вашей речи и вашего мышления. О членораздельности я рассказывала в недавнем опубликованном видеоролике. Скажу кратко: правила пунктуации придумали не просто так. Каждый знак препинания выполняет важную функцию: он отделяет один речевой блок от другого, он разделяет речь на члены. То есть знаки препинания способствуют членораздельной речи и мышлению. Если пунктуация плохая — это влияет на вашу устную речь, усугубляя все ошибки и огрехи. И это ещё один повод заняться развитием и тренировкой своей речи, а через неё — своего мышления. Тема эта большая, и ею мы займёмся на курсе.
Изменить ваше мышление в правильную сторону вы можете на Профессиональном курсе по развитию мышления и речи или на 2-месячном курсе «Развитие мышления и речи. Ораторское искусство».