Автор: Евгений Мусин, преподаватель Института биосенсорной психологии.
«Психолог не решает вашу проблему, он квалифицированно говорит о ней», — такая шутка ходит про психологов. Как биосенсорный психолог с более чем 15-летним стажем, скажу, что шутка эта, во-первых, про плохих психологов, во-вторых, точно не про биосенсорных. Давайте разбираться.
Для того, чтобы оценить специалиста — хороший он или плохой, нам нужны критерии оценки. И тут возникает сложность: нет утвержденного списка критериев плохого психолога. Я опишу те, которые, на мой взгляд, являются важными и которые вы сами можете определить.
Итак, вас должно насторожить, если ваш психолог:
В наш список можно отдельно добавить критерии, которые с точки зрения биосенсорного психолога сильно уменьшают эффективность психологического консультирования. Задумайтесь, если психолог:
Это не полный список того, на что вам стоит обратить внимание, но даже эти рекомендации смогут помочь вам избежать потраченных зря денег и времени. Эффективно и безопасно обучиться биосенсорным подходам можно на курсах Института биосенсорной психологии, например, на Профессиональном курсе.
«Психолог не решает вашу проблему, он квалифицированно говорит о ней», — такая шутка ходит про психологов. Как биосенсорный психолог с более чем 15-летним стажем, скажу, что шутка эта, во-первых, про плохих психологов, во-вторых, точно не про биосенсорных. Давайте разбираться.
Для того, чтобы оценить специалиста — хороший он или плохой, нам нужны критерии оценки. И тут возникает сложность: нет утвержденного списка критериев плохого психолога. Я опишу те, которые, на мой взгляд, являются важными и которые вы сами можете определить.
Итак, вас должно насторожить, если ваш психолог:
- Не включен в разговор. Он может отвлекаться, невнимательно слушать. А должен внимательно следить на тем, что говорит клиент, как именно он это говорит, подмечать детали, интонацию и акценты разговора.
- Становится навязчивым, фамильярничает и переходит «на ты», когда это неуместно. А должен соблюдать профессиональную дистанцию в общении и исходить из того, что лучше для клиента. Можно общаться «на ты», «на вы» или как угодно еще, главное, чтобы это было уместно.
- Рассказывает о себе больше, чем интересуется вашими проблемами. А должен вникать в суть проблемы человека, а не рассказывать, насколько хорош он как профессионал.
- Пытается с вами дружить. Задача психолога — помочь вам решить проблемы, будучи доброжелательно настроенным к вам. Вы можете общаться, даже выпить кофе в кафе или пройтись по парку, но психолог не должен быть вам другом. Более того – это помешает.
- Оценивает ваши действия и осуждает их, стремится искать виноватых и обвиняет вас. Выставление вам оценок — это ближе к воспитанию, чем к работе психолога.
- Не способен решить вашу проблему долгое время. Это вопрос этического характера. С одной стороны, психолог заинтересован решить вашу проблему, но, когда проблема решена, психолог теряет клиента и часть заработка. Есть те, кто злоупотребляют тем, что ищут новые и новые проблемы на пустом месте.
- Обещает 100% результат и точное количество консультаций, которые потребуются. Решение проблем у человека — это сложный и зачастую не быстрый процесс.
- Пренебрегает конфиденциальностью. Психолог может рассказать о предыдущем случае из практики для того, чтобы, например, подбодрить клиента. Мол, такие проблемы есть и у других, но с ними люди справляются, значит, и вы сможете. Но здесь действует правило: в примере не должно быть никаких имен, фамилий или деталей, указывающих на конкретного человека.
- Говорит вам, что вы должны сделать. Одна из целей — научить клиента принимать самостоятельные решения. Не нужно ждать, что вам дадут советы и руководства к действию. Если психолог говорит, что, когда и как вы должны делать — скорее всего, его работа не принесет вам пользы.
В наш список можно отдельно добавить критерии, которые с точки зрения биосенсорного психолога сильно уменьшают эффективность психологического консультирования. Задумайтесь, если психолог:
- Очень большое значение в диагностике состояния клиента придает тестам и опросникам, ориентируясь прежде всего на них. А надо бы ориентироваться на внутреннее ощущение, вИдение и глубокое понимание тех проблем, которые не видит сам клиент. Это возможно, если психолог натренировал собственное восприятие.
- Не обучает клиента навыкам регулирования своей психики и психических процессов. А надо бы научить клиента хотя бы начальным навыкам саморегулирования своих психоэмоциональных процессов. Для этого надо самому владеть подобными навыками прежде всего в отношении себя самого.
- Отрицательно высказывается относительно наличия интуиции, предвидения, души и иных считающихся паранормальными процессов. А надо бы честно и беспристрастно изучить эти вопросы и лучше на практике освоить и начать уже это применять. Психология — это наука о душе, но в общей психологии почему-то души нет. А вот в биосенсорной психологии — она есть и существует не как умозрительное понятие, а как материальное образование и часть каждого человека без исключения. Хороший психолог с нашей точки зрения чувствует душу и работает именно с ней.
Это не полный список того, на что вам стоит обратить внимание, но даже эти рекомендации смогут помочь вам избежать потраченных зря денег и времени. Эффективно и безопасно обучиться биосенсорным подходам можно на курсах Института биосенсорной психологии, например, на Профессиональном курсе.