Автор: Евгений Мусин, преподаватель Интитута биосенсорной психологии.
Бывает, я сталкиваюсь с ситуациями внутри группы курса, когда участник «встаёт в позу»: начинает упрямиться и не слушает, что ему говорят. Как это происходит и почему это плохо для участника, я рассмотрю в этой заметке.
Идти на поводу у человека, «вставшего в позу», опасно для группы и прежде всего опасно для самого человека. Представим себе ситуацию, что преподаватель проводит опросы по домашнему заданию: «Что делали дома? Что получалось? Что не получалось?» Доходит до определённого участника, а тот говорит: «Ничего нового и интересного, поэтому давайте я не буду рассказывать». Преподаватель спрашивает: «Почему — нет?» Достаточно быстро участник может перейти к «не желаю вообще ничего говорить». Не хочу и всё, даже особо не объясняя почему. Если пойти человеку навстречу в такой ситуации, то остальные участники группы потеряют возможность заниматься. Занятия в подобной обстановке станут невозможны: вместо вхождения в погруженные состояния мы будет входить в положение всех участников, потому что у каждого будут возникать свои обстоятельства. Преподавателю придётся учитывать каждое из них, потому что если нечто позволено одному, значит, оно позволено всем. Закончится всё тем, что у каждого будет повод не делать, что говорит преподаватель. У каждого будет с его точки зрения уважительная причина не заниматься. Чтобы избежать подобной ситуации, мы на всех наших курсах ввели определённые правила.
Первое правило
1. Преподаватель всегда прав.
2. Если он не прав, то — смотри пункт первый.
Преподаватель принимает те или иные решения, исходя из личного опыта и ответственности за участников группы.
Второе правило
Все свои заслуги обучающиеся оставляют за порогом Института. На занятия приходят люди с разным опытом, социальным статусом и возрастом. Нет какого-то особенного отношения к тому или иному участнику.
Третье правило
Мы не входим в положение какого-либо участника. Как только мы начнем входить в положения людей, то сразу начнутся проблемы. У каждого появятся свои поводы и причины не заниматься и не делать домашние занятия.
Воспринимайте эти правила как эффективные условия для занятий, а не как попытку загнать людей в жёсткие рамки или поиздеваться. Доверьтесь преподавателю в установлении данных правил и в слежении за их выполнением. Нужно понять, что некоторая строгость и дисциплина — это необходимость, а не наша прихоть. На занятиях биосенсорными практиками у человека активизируется видение, обостряются восприятие, скрытые эмоции, возникают не привычные состояния, и он может, что называется, «поплыть». В подобных состояниях крайне важно сохранять адекватность и собранность. Если у преподавателя возникнет необходимость дать совет или скорректировать состояние участника, то это будет невозможно, если тот уже не хочет ничего слушать и «встал в позу». Поэтому доверие к преподавателю, к тому, что он говорит и делает, — это вопрос вашей безопасности. Без этого невозможно гарантировать эффективность и безопасность занятий обучающимся. Если вы пришли учиться, доверяйте преподавателю, выполняйте правила и следуйте рекомендациям.