Опубликовано: газета «Новый целитель», 01.12.2006г.
Текст: Елена Рахманова, Ангелина Морозова
Мало кто задается сегодня вопросом, откуда взялась медицина? Для нас совершенно привычно, что есть врачи, которые должны нас спасать от наших же болячек. А когда официальная медицина помочь не в состоянии, отчаявшиеся больные ищут спасения у целителей. По данным, полученным в результате исследования, проведенного еще в 1999 г. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), при лечении ряда сложных заболеваний действенность методов народной медицины в 2,5-3 раза выше по отношению к методам, принятым в академической медицине.
Для специалистов, изучающих историю возникновения медицины, это не удивительно. Ведь медицина – это только часть огромной области знаний об исцелении человека. Когда-то целители-врачеватели не заканчивали университеты и не получали дипломы для того, чтобы заниматься своей деятельностью. Секреты целительных практик и методов передавались от учителя к ученику, от бабушки к внучке. И лишь с возникновением и развитием медицинских школ и университетов возникло разделение целительства на академическую (официальную) и народную медицину. Тех, кто учился в медицинском учреждении и применяет в своей практике методы академической медицины, мы называем врачами. Тех, кто обладает способностью возвращать людям здоровье, но при этом не имеет диплома врача и не использует таблетки для исцеления больного, мы привыкли называть целителями.
Текст: Елена Рахманова, Ангелина Морозова
Мало кто задается сегодня вопросом, откуда взялась медицина? Для нас совершенно привычно, что есть врачи, которые должны нас спасать от наших же болячек. А когда официальная медицина помочь не в состоянии, отчаявшиеся больные ищут спасения у целителей. По данным, полученным в результате исследования, проведенного еще в 1999 г. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), при лечении ряда сложных заболеваний действенность методов народной медицины в 2,5-3 раза выше по отношению к методам, принятым в академической медицине.
Для специалистов, изучающих историю возникновения медицины, это не удивительно. Ведь медицина – это только часть огромной области знаний об исцелении человека. Когда-то целители-врачеватели не заканчивали университеты и не получали дипломы для того, чтобы заниматься своей деятельностью. Секреты целительных практик и методов передавались от учителя к ученику, от бабушки к внучке. И лишь с возникновением и развитием медицинских школ и университетов возникло разделение целительства на академическую (официальную) и народную медицину. Тех, кто учился в медицинском учреждении и применяет в своей практике методы академической медицины, мы называем врачами. Тех, кто обладает способностью возвращать людям здоровье, но при этом не имеет диплома врача и не использует таблетки для исцеления больного, мы привыкли называть целителями.
Профессия «целитель»
В 1995 г. профессия «целитель» появилась в общероссийском классификаторе занятий. Там говорится, что «обязанности целителей и практиков нетрадиционной медицины обычно включают консультирование по вопросам правильного питания и образа жизни, которые способствуют поддержанию или восстановлению физического и психического здоровья; лечение пациентов с помощью методов народной медицины, в том числе траволечение, внушение, коррекция биоэнергетических полей и т.п.».
Сегодня на рынке целительных услуг представлены несколько направлений. Самые распространенные — это травничество и биосенсорная психология. Их разделение довольно условно, так как часто один и тот же специалист-целитель может использовать в своей практике разные методы в зависимости от ситуации пациента.
Профессиональный целитель-травник, как правило, травы собирает собственноручно и готовит сборы индивидуально для каждого пациента, часто при этом еще и наговоры делает, вкладывая в свой состав некий «целебный эфир».
Биосенсорная психология – направление, которое занимается исследованием и регулированием самочувствия и поведения человека на основе сверхчувствительных качеств самого человека. Основной постулат, на котором строится работа биосенсорного психолога – это естественная способность человека к естественному самооздоровлению. Специалисты в этой области не лечат, а создают условия, в которых организм пациента сам себя восстанавливает до здорового состояния.
Основной критерий профессионализма биосенсорного психолога — сверхчувственное восприятие и глубочайшая интуитивность, которые достигаются за счет специальных тренировок и практик. Специалисту в данной области необходимы особые управляемые паранормальные возможности, которые присутствуют у всех людей, но из-за невостребованности обычно недостаточно развиты.
Сегодня на рынке целительных услуг представлены несколько направлений. Самые распространенные — это травничество и биосенсорная психология. Их разделение довольно условно, так как часто один и тот же специалист-целитель может использовать в своей практике разные методы в зависимости от ситуации пациента.
Профессиональный целитель-травник, как правило, травы собирает собственноручно и готовит сборы индивидуально для каждого пациента, часто при этом еще и наговоры делает, вкладывая в свой состав некий «целебный эфир».
Биосенсорная психология – направление, которое занимается исследованием и регулированием самочувствия и поведения человека на основе сверхчувствительных качеств самого человека. Основной постулат, на котором строится работа биосенсорного психолога – это естественная способность человека к естественному самооздоровлению. Специалисты в этой области не лечат, а создают условия, в которых организм пациента сам себя восстанавливает до здорового состояния.
Основной критерий профессионализма биосенсорного психолога — сверхчувственное восприятие и глубочайшая интуитивность, которые достигаются за счет специальных тренировок и практик. Специалисту в данной области необходимы особые управляемые паранормальные возможности, которые присутствуют у всех людей, но из-за невостребованности обычно недостаточно развиты.
Мировой опыт
Понятия традиционной и нетрадиционной медицины в России совершенно противоположны трактовкам, принятым в мире. ВОЗ для обозначения народной медицины использует комплексный термин «традиционная медицина», т.е. медицина, основанная на народных традициях, определяет ее как оздоровительные практики, подходы, знания, верования и включает в нее: медикаментозные средства растительного, животного или минерального происхождения, спиритуальную терапию, акупунктуру, мануальную терапию и упражнения, используемые отдельно или в сочетании для поддержания физического и духовного благополучия, а также лечения, диагностики и профилактики болезней (см. Традиционная медицина – растущие потребности и потенциал//Перспективы политики ВОЗ в области лекарственных препаратов №2, май 2002 г. – ВОЗ: Женева).
Сегодня традиционная медицина широко используется в профилактике, диагностике и лечении различных болезней во всем мире. В некоторых развивающихся странах традиционная медицина составляет основную долю доступной медицинской помощи (до 90%), поскольку является менее дорогой, чем официальная, а в ряде случаев рассматривается как неотъемлемая часть системы религиозных верований, повседневной жизни и здоровья человека.
В развитых странах традиционная медицина официально признана на равных с академической медициной. Среди населения этих стран очень высок процент ее использования. Так, хотя бы раз в жизни к методам, классифицируемым ВОЗ как традиционная медицина, в Бельгии обращались – 31% всего населения, в США – 42%, в Австралии – 48%, во Франции – 49%, в Канаде – 70%. В Японии 60-70% врачей, работающих по официально признанным методам, назначают своим пациентам лекарственные средства традиционной медицины.
В связи с широким применением традиционной медицины в мире и бурным ростом международных рынков растительных препаратов, ВОЗ инициировала интернациональную программу «Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины на 2002-2005 гг.». Эта программа направлена на решение проблем, связанных с традиционной медициной, и легализацию НМ как вида медико-санитарной помощи, вносящей свой вклад в охрану здоровья (см. Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2002-2005 гг. – ВОЗ: Женева).
Сегодня традиционная медицина широко используется в профилактике, диагностике и лечении различных болезней во всем мире. В некоторых развивающихся странах традиционная медицина составляет основную долю доступной медицинской помощи (до 90%), поскольку является менее дорогой, чем официальная, а в ряде случаев рассматривается как неотъемлемая часть системы религиозных верований, повседневной жизни и здоровья человека.
В развитых странах традиционная медицина официально признана на равных с академической медициной. Среди населения этих стран очень высок процент ее использования. Так, хотя бы раз в жизни к методам, классифицируемым ВОЗ как традиционная медицина, в Бельгии обращались – 31% всего населения, в США – 42%, в Австралии – 48%, во Франции – 49%, в Канаде – 70%. В Японии 60-70% врачей, работающих по официально признанным методам, назначают своим пациентам лекарственные средства традиционной медицины.
В связи с широким применением традиционной медицины в мире и бурным ростом международных рынков растительных препаратов, ВОЗ инициировала интернациональную программу «Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины на 2002-2005 гг.». Эта программа направлена на решение проблем, связанных с традиционной медициной, и легализацию НМ как вида медико-санитарной помощи, вносящей свой вклад в охрану здоровья (см. Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2002-2005 гг. – ВОЗ: Женева).
Целитель и закон в России
Долгое время целители в нашей стране существовали вне закона. Только глубокая врожденная потребность помогать страждущим дала целителям возможность не исчезнуть как класс. Они жили и исцеляли людей, а законодательные органы не задумывались о том, чтобы создать условия для включения целителей в социальную жизнь общества. Право на трудовую деятельность целители получили только в 1993 г., когда был принят федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
В ст. 57 данного закона говорится, что «народная медицина — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». А «правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга».
Закон приняли, а четкую процедуру его реализации прописать забыли. Пользуясь этим, органы управления здравоохранением субъектов РФ всячески препятствуют реализации принятого закона и практически не выдают дипломы целителей. В результате на сегодняшний день огромное количество целителей работают или в «подполье», или прикрываясь вывесками консультативных и психологических центров (что тоже не совсем законно).
В ст. 57 данного закона говорится, что «народная медицина — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». А «правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга».
Закон приняли, а четкую процедуру его реализации прописать забыли. Пользуясь этим, органы управления здравоохранением субъектов РФ всячески препятствуют реализации принятого закона и практически не выдают дипломы целителей. В результате на сегодняшний день огромное количество целителей работают или в «подполье», или прикрываясь вывесками консультативных и психологических центров (что тоже не совсем законно).
Рынок услуг народной медицины
О значительности рынка традиционной медицины в России свидетельствуют экспертные оценки, согласно которым, например, только в Санкт-Петербурге на сегодня объем его составляет не менее 20 млн. долларов США в год. При этом следует заметить, что большая часть рынка находится «в тени», т.е. практически отсутствуют законодательное регулирование и налогообложение и, таким образом, рынок не попадает в систему медико-статистических мероприятий.
Рынок народной медицины в Санкт-Петербурге представлен, во-первых, организациями, ведущими коммерческую деятельность по оказанию услуг в сфере народной медицины; во-вторых, некоммерческими организациями, ведущими образовательную и просветительскую деятельность; и, в-третьих, частными практикующими специалистами народной медицины (которых в Петербурге насчитывается около 3000 чел).
Очень показательным в плане роли, которую играет традиционная медицина в нашем обществе, является социологический опрос, проведенный в Петербурге в 2004 г. В нем представлены данные о том, к каким методам традиционной медицины граждане Петербурга обращаются наиболее охотно, а также какие из категорий граждан являются наиболее активными потребителями услуг традиционной медицины.
Согласно данным этого опроса более 70% граждан хотя бы единожды обращались к традиционным методам лечения, хотя в случае возникновения недомоганий жители нашего города обычно обращаются в учреждения государственного здравоохранения (67%), значительно реже – в платные поликлиники и оздоровительные центры (22%) или лечатся самостоятельно (21%). При этом стоит отметить, что в платных поликлиниках и оздоровительных центрах зачастую применяются методы лечения, относящиеся к традиционной медицине. Как правило, лица, имеющие опыт лечения методами традиционной медицины, предпочитают обращаться в официальные организации, нежели к целителям, практикующим частным образом.
Итак, 70% — внушительная цифра, свидетельствующая о популярности традиционной медицины у населения в целом. Наиболее популярными методами традиционной медицины являются травничество и мануальная терапия. По сравнению с другими методами традиционной медицины (воздействие на биологические точки, биоэнергетика, духовное целительство и биосенсорная психология), к мануальной терапии и лечению травами обращаются чаще в среднем в 7-10 раз.
Рынок народной медицины в Санкт-Петербурге представлен, во-первых, организациями, ведущими коммерческую деятельность по оказанию услуг в сфере народной медицины; во-вторых, некоммерческими организациями, ведущими образовательную и просветительскую деятельность; и, в-третьих, частными практикующими специалистами народной медицины (которых в Петербурге насчитывается около 3000 чел).
Очень показательным в плане роли, которую играет традиционная медицина в нашем обществе, является социологический опрос, проведенный в Петербурге в 2004 г. В нем представлены данные о том, к каким методам традиционной медицины граждане Петербурга обращаются наиболее охотно, а также какие из категорий граждан являются наиболее активными потребителями услуг традиционной медицины.
Согласно данным этого опроса более 70% граждан хотя бы единожды обращались к традиционным методам лечения, хотя в случае возникновения недомоганий жители нашего города обычно обращаются в учреждения государственного здравоохранения (67%), значительно реже – в платные поликлиники и оздоровительные центры (22%) или лечатся самостоятельно (21%). При этом стоит отметить, что в платных поликлиниках и оздоровительных центрах зачастую применяются методы лечения, относящиеся к традиционной медицине. Как правило, лица, имеющие опыт лечения методами традиционной медицины, предпочитают обращаться в официальные организации, нежели к целителям, практикующим частным образом.
Итак, 70% — внушительная цифра, свидетельствующая о популярности традиционной медицины у населения в целом. Наиболее популярными методами традиционной медицины являются травничество и мануальная терапия. По сравнению с другими методами традиционной медицины (воздействие на биологические точки, биоэнергетика, духовное целительство и биосенсорная психология), к мануальной терапии и лечению травами обращаются чаще в среднем в 7-10 раз.
Клиенты целителей
Основными клиентами целителей являются женщины. Что касается возраста, то в среднем к целителям обращаются граждане от 30 до 70 лет. Если рассматривать уровень дохода прибегающих к услугам целителей, то преобладающее большинство таковых имеет средний доход. Однако существуют также клиенты либо с очень низким доходом (их 2,9%, в основном эта группа представлена пенсионерами), либо с очень высоким доходом (она составляет 1,5% от общего числа опрошенных). К последним относятся преимущественно руководители среднего звена, а также руководители и владельцы частных предприятий.
Выбор того или иного вида целительства, связан в первую очередь с рекомендациями знакомых или родственников (31%), имеющимся предшествующим опытом лечения (20%) и направлением другого специалиста (17%). Это справедливо для всех видов лечения, однако в случае с мануальной терапией и воздействием на биологические точки основной причиной выбора вида лечения является направление другим специалистом.
Как уже было отмечено, к услугам традиционной медицины чаще обращаются женщины. Однако биосенсорная психология, биоэнергетика и воздействие на биологические точки пользуются спросом преимущественно у мужчин. Лиц, обращающихся к этим видам целительства, отличает также более высокий уровень образования и причины возникновения болезненных состояний. В группе, использующей мануальную терапию, травничество или духовное целительство, ведущей причиной возникновения болезней является загрязненность окружающей среды. А в группе, использующей биосенсорную психологию, биоэнергетику и воздействие на биологические точки, ведущей причиной возникновения болезней являются возрастные особенности. Уровень доходов практически не влияет на выбор того или иного вида целительства.
Результаты исследования свидетельствуют о значительном спросе населения на услуги целителей и специалистов традиционной медицины. Поэтому властям просто необходимо предпринимать шаги для полноценной легализации деятельности целителей. Целители хотят быть достойными членами общества и выйти из «подполья». Сегодня они активно борются за свои права, создают профессиональные ассоциации, обращаются к законодательным органам и т.д. Смогут ли целители в ближайшем будущем реализовать свое право на законную трудовую деятельность, зависит и от них, и от власти, и от отношения к проблеме общества в целом.
Выбор того или иного вида целительства, связан в первую очередь с рекомендациями знакомых или родственников (31%), имеющимся предшествующим опытом лечения (20%) и направлением другого специалиста (17%). Это справедливо для всех видов лечения, однако в случае с мануальной терапией и воздействием на биологические точки основной причиной выбора вида лечения является направление другим специалистом.
Как уже было отмечено, к услугам традиционной медицины чаще обращаются женщины. Однако биосенсорная психология, биоэнергетика и воздействие на биологические точки пользуются спросом преимущественно у мужчин. Лиц, обращающихся к этим видам целительства, отличает также более высокий уровень образования и причины возникновения болезненных состояний. В группе, использующей мануальную терапию, травничество или духовное целительство, ведущей причиной возникновения болезней является загрязненность окружающей среды. А в группе, использующей биосенсорную психологию, биоэнергетику и воздействие на биологические точки, ведущей причиной возникновения болезней являются возрастные особенности. Уровень доходов практически не влияет на выбор того или иного вида целительства.
Результаты исследования свидетельствуют о значительном спросе населения на услуги целителей и специалистов традиционной медицины. Поэтому властям просто необходимо предпринимать шаги для полноценной легализации деятельности целителей. Целители хотят быть достойными членами общества и выйти из «подполья». Сегодня они активно борются за свои права, создают профессиональные ассоциации, обращаются к законодательным органам и т.д. Смогут ли целители в ближайшем будущем реализовать свое право на законную трудовую деятельность, зависит и от них, и от власти, и от отношения к проблеме общества в целом.