Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.
В двух предыдущих статьях я рассказала об особенностях работы биосенсорного психолога:
Сегодня поговорим о целеполагании, по-иному, о постановке целей.
Начнём с того, что если биосенсорный психолог-консультант в принципе хочет в чём-либо помочь человеку, то ставить цель работы просто необходимо. Иначе консультирование превратится в хаотичное блуждание от одной проблемы к другой с неясным эффектом и размазанным результатом. Постановка цели позволяет клиенту и психологу сосредоточить своё внимание только на том, что нужно. Есть цель — всё внимание туда! Так это работает. Но чтобы сработало, нужно уметь грамотно эту цель поставить.
В двух предыдущих статьях я рассказала об особенностях работы биосенсорного психолога:
Сегодня поговорим о целеполагании, по-иному, о постановке целей.
Начнём с того, что если биосенсорный психолог-консультант в принципе хочет в чём-либо помочь человеку, то ставить цель работы просто необходимо. Иначе консультирование превратится в хаотичное блуждание от одной проблемы к другой с неясным эффектом и размазанным результатом. Постановка цели позволяет клиенту и психологу сосредоточить своё внимание только на том, что нужно. Есть цель — всё внимание туда! Так это работает. Но чтобы сработало, нужно уметь грамотно эту цель поставить.
1. Выявление настоящей цели
Первое, с чего начинается целеполагание — с пространного многословного рассказа человека психологу о том, чего он хочет достичь, к чему он хочет прийти. В этом длинном, порой сумбурном рассказе биосенсорный психолог должен с помощью своих способностей определить, что является настоящей целью человека. Дело в том, что все люди склонны врать — так или иначе, больше или меньше. И зачастую человек по каким-либо причинам умалчивает о реальных «хотелках». Также есть такая штука, как самообман, когда человек искренне заблуждается, полагая своими целями то, что ими по факту не является. Психологу надо это обнаружить и мягко вывести человека на то, что его влечёт по-настоящему. В этом психологу помогут те способности, о которых говорилось в предыдущих статьях.
2. Соответствие цели критериям
Второй этап: при выявлении настоящих целей надо, чтобы они соответствовали определённым критериям. Во-первых, цель должна быть жизненно важна для человека. То есть это нечто такое, что нужно из глубины ощущений, а не выбрано благодаря логике, советам или размышлениям. Например, женщина-велосипедистка заявляет, что её цель — зачать ребёнка, потому что «часики тикают», врачи рекомендуют не затягивать, да и у подруг уже дети есть. Но при этом видно, что на самом деле хочется другого — продолжать участвовать в спортивных вело-соревнованиях, а ребёнок как-то туда не вписывается...
Во-вторых, цель должна быть решаема методами психологической работы биосенсорного психолога. Например, человек хочет понять, какую новую специализацию выбрать для самообразования в рамках его профессии программиста. Но это нельзя ставить целью консультации, так как психолог не разбирается в программировании! При этом он может помочь человеку изменить своё восприятие ситуации и своё состояние относительно работы, — и это может стать целью.
Третий критерий постановки цели состоит к том, что она должна быть решаема в течение времени, отведённого на психологическую работу. Если речь о цели на одну конкретную консультацию, то эта цель должна быть достигнута человеком к концу консультации. Если речь о цикле встреч или о психологическом сопровождении, то цель должна быть достигнута за заранее известный срок: к примеру, 4 встречи или 2 месяца работы. Например, человек, получивший должность руководителя отдела, хочет научиться свободно себя чувствовать перед аудиторией на докладах и выступлениях и выражать свои мысли так ясно, гладко и чётко, чтобы его внимательно слушали и хорошо понимали. За одну консультацию этого не достичь, и такую цель ставить нельзя. А вот для долговременного сопровождения такая цель подойдёт.
Во-вторых, цель должна быть решаема методами психологической работы биосенсорного психолога. Например, человек хочет понять, какую новую специализацию выбрать для самообразования в рамках его профессии программиста. Но это нельзя ставить целью консультации, так как психолог не разбирается в программировании! При этом он может помочь человеку изменить своё восприятие ситуации и своё состояние относительно работы, — и это может стать целью.
Третий критерий постановки цели состоит к том, что она должна быть решаема в течение времени, отведённого на психологическую работу. Если речь о цели на одну конкретную консультацию, то эта цель должна быть достигнута человеком к концу консультации. Если речь о цикле встреч или о психологическом сопровождении, то цель должна быть достигнута за заранее известный срок: к примеру, 4 встречи или 2 месяца работы. Например, человек, получивший должность руководителя отдела, хочет научиться свободно себя чувствовать перед аудиторией на докладах и выступлениях и выражать свои мысли так ясно, гладко и чётко, чтобы его внимательно слушали и хорошо понимали. За одну консультацию этого не достичь, и такую цель ставить нельзя. А вот для долговременного сопровождения такая цель подойдёт.
3. Вычленение цели
Итак, настоящая цель выявлена, она соответствует критериям, начинается третий этап — вычленение цели. Дело в том, что к этому моменту цель формулируется, как правило, несколькими предложениями. Это несколько мыслей, как бы несколько ответвлений цели. Либо это несколько разных целей, крутящихся вокруг одной, главной. Нужно расчленить их: как бы расплести верёвку целей на составляющие нити. В вышеприведённом примере про руководителя отдела совмещено 3 разных цели, и мы можем их вычленить: первая — свободно себя чувствовать перед аудиторией, вторая — ясно, гладко и чётко выражать свои мысли, третья — чтобы его внимательно слушали и хорошо понимали. После вычленения целей нужно выбрать что-то одно: либо самое нужное и главное, либо то, с чего нужно начать работать. Это позволит сознанию человека сосредоточиться и идти вперёд, не отвлекаясь на второстепенные вещи.
4. Формулировка цели
Вроде бы всё готово: цель определена и вычленена. Но далее — очень интересный 4-й этап: формулировка цели. Биосенсорному психологу рекомендуется следующий подход к формулировке: она должна состоять максимум из 4 слов, причем под словами учитываются союзы и предлоги. То есть клиент психолога должен сам сократить свою формулировку до этих 2, 3 или 4 слов. При этом она должна сохранить смысл и быть понятной. Для многих это сложно, и приходится раз за разом просить человека повторять формулировку, давая подсказки для её сокращения и видоизменения. Возьмём тот же пример про руководителя отдела. В его случае один из вариантов формулировки может быть таким: «Уверенно говорить на аудиторию». В таком суперконцентрированном виде цель легко воспринимается психикой человека, а это гарантирует успешность её достижения.
5. Обращение цели к психике
На последнем, 5-й этапе, человек должен проговорить формулировку своей цели так, чтобы она начала работать. Этот проговор состоит из 2 процессов. Первый — это произнесение цели вслух, голосом, обращая её в окружающее пространство. Второй — это произнесение цели про себя, псевдозвуком, обращая её к собственной психике. Проговор должен дойти до той области психики, которая оценивает сказанное человеком и на основании этого даёт организму указание, как действовать. Если это происходит, то человек ощущает специфический отклик — очень приятный всплеск ощущений, который трудно описать, но сложно с чем-то спутать. Биосенсорный психолог при проговоре человеком формулировки цели должен отслеживать, удалось ли тому «достучаться» до своей психики, есть ли этот отклик. Если нет, то помогать, подсказывать, показывать, как это сделать. Это очень важно: когда психика человека воспринимает чёткую, короткую формулировку цели, то она сразу же начинает выстраивать все процессы организма — физиологические и психические — для достижения этой цели.
Если все 5 описанных этапов целеполагания психолог провёл правильно, то он проделал огромную, зачастую подавляющую часть психологической работы. Поэтому экономить время на постановке целей нельзя: она может занять, к примеру, всё время 2-часовой консультации. Результат того стОит: клиент чётко понимает, над чем надо работать и к чему двигаться, а его психика уже перестраивает организм в нужном направлении.
В этой статье я достаточно кратко расписала работу с постановкой целей. Многие моменты остались «за кадром». Если вы хотите на практике научиться биосенсорному целеполаганию, присоединяйтесь к Профессиональному курсу биосенсорных психологов-консультантов по теме «Развитие мышления и речи».
Если все 5 описанных этапов целеполагания психолог провёл правильно, то он проделал огромную, зачастую подавляющую часть психологической работы. Поэтому экономить время на постановке целей нельзя: она может занять, к примеру, всё время 2-часовой консультации. Результат того стОит: клиент чётко понимает, над чем надо работать и к чему двигаться, а его психика уже перестраивает организм в нужном направлении.
В этой статье я достаточно кратко расписала работу с постановкой целей. Многие моменты остались «за кадром». Если вы хотите на практике научиться биосенсорному целеполаганию, присоединяйтесь к Профессиональному курсу биосенсорных психологов-консультантов по теме «Развитие мышления и речи».