Автор: Татьяна Фоминых, преподаватель Института биосенсорной психологии.
Работа психологом – это прежде всего возможность разобраться со своими страхами, психосоматическими и чисто психическими проблемами, наладить отношения в семье и на работе, выстроить карьеру и просто научиться получать удовольствие от жизни. Следом идет желание и интерес помогать другим людям. И уже в третью очередь — желание хорошо зарабатывать. И хорошо, если изначально выбор учиться на психолога был по призванию души, а не ради диплома и заработка. Тогда и учиться интересней, и работа приносит удовлетворение.
Как правило, психологи проходят стандартный путь обучения: университет, различные семинары и вебинары, тестирования, чтение книг различных гуру в данной области. Также психологом можно стать с помощью дополнительного профессионального образования. Такой пусть выбрала я, и уже более 20 лет работаю биосенсорным психологом-консультантом и преподавателем.
Первый навык хорошего психолога – это наблюдение за поведением и реакциями окружающих его людей. Если этого наблюдения нет, то человек может прочесть миллион книг, владеть огромным разнообразием практик, только пользоваться он ими будет «как по рецепту» и скорее всего этот «рецепт» будет прописан после какого-нибудь супер-тестирования клиента. Во-первых, при таком подходе легко пропустить значимые личностные особенности человека, наличие которых сложно, а иногда просто невозможно учесть даже в очень хорошем тесте. А во-вторых, способы рефлексации психики конкретного человека на «прописанный» ему метод могут по тем или иным причинам оказаться совсем другими, чем предполагается в теории. Способы реагирования психики на одни и те же ситуации у разных людей значительно отличаются, а иногда противоположны. И пока психолог найдет нужную «таблетку», может пройти много времени и затрачено много сил на апробирование способов решения проблемы.
Научиться же наблюдать за людьми просто — практика всегда рядом: семья, друзья, коллеги, люди в общественном транспорте. Это нарабатывает профессиональную наблюдательность, учитывающую индивидуальные особенности людей. А значит и восприятие того или иного человека и связанной с ним ситуации будет ближе к реальности, ближе к делу.
Второй навык хорошего психолога – это умение сопоставлять и анализировать. Причем, обучившись этому не по книгам, а по живым ситуациям. Психолог должен уметь анализировать поведение конкретного человека или группы людей относительно той или иной темы разговора, произошедшей ситуации, времени года, времени до или после работы, сытости или голода, относительно каких-то предшествующих событий, связанных этим человеком и т.п. Такой анализ научит понимать причины поведения людей; взаимосвязь причин и следствий; понимать факторы, которые имеют наибольшее значение для психики человека при выборе способа реагирования; понимать в итоге, что движет тем или иным человеком. А, значит, психолог научится быстрее и точнее разобраться в ключевых моментах проблемы человека и способе ее решения. Психолог в результате анализа приходит к тому, что очень многое в поведении человека ситуационно и зачастую никакими «психическими типами» не объясняется. Если психолог не умеет анализировать, то человек перед ним – закрытая книга.
Третий очень важный навык для психолога – это умение понимать и регулировать своё психоэмоциональное состояние. Речь идёт о личных реакциях на поведение или слова другого человека. Недавно наткнулась на одну книгу-практикум, где обучают психологов перед зеркалом тренировать в себе «говорящий» взгляд заинтересованности, радости, понимания. Ужаснулась! Получается, что книга учит, как лучше обмануть обратившегося к психологу человека, чтобы психолог «правильно» среагировал в нужный момент. По мне так лучше разобраться в причинах своих реакций и научиться регулировать их. Если этого нет, значит такому психологу самому нужна помощь, поскольку решить свои проблемы он не в состоянии.
Если психолог умеет регулировать себя, то, во-первых, ему не придется тренироваться обманывать людей, вырабатывая у себя нужную реакцию, а во-вторых, это дает ему возможность разобраться со своими страхами, комплексами, психосоматическими и психическими проблемами, наладить отношение в семье и на работе, выстроить свою карьеру и просто научиться получать удовольствие от жизни. Это то, ради чего собственно большинство людей идут в психологию.
Многие реакции в нас возникают рефлекторно, но надо учиться осознанно с ними справляться. Например, если человек проявляет агрессию по отношению к вам в любой обыденной ситуации (стоит в очереди и устал ждать; жена недовольна, что муж едет на рыбалку; муж зол просто потому, что очень устал), у вас в ответ возникает агрессия. Методы биосенсорной психологии помогают с этим справиться и убрать эту агрессию путем медитативного подхода, который кратко выглядит так: медленно выдыхаем и растворяем свою реакцию, агрессию; не зажимаем её в себе, а, наоборот, отпускаем, размываем, вытепляем. Тогда она «не засядет» зажимом где-то внутри. То же самое во время консультаций с человеком, наблюдайте и за его реакциями, и за своими. Если вы владеете психической саморегуляцией, вы можете, например, рядом с волнующимся нервничающим расстроенным клиентом сохранять внутреннюю уравновешенность и, более того, распространить эту уравновешенность на клиента, осуществляя коррекцию его состояния. Это очень ценно.
Четвёртый навык хорошего психолога – это умение чувствовать и понимать находящегося перед ним человека. Здесь речь идет не о сопереживании и сострадании, а об особых навыках сонастройки с психическим состоянием человека. Благодаря этой сонастройке можно почувствовать и увидеть те события и переживания, о которых он рассказывает. Можно почувствовать как бы сквозь рассказчика других людей, участвовавших в ситуации, их состояние и реакции. Это поможет лучше понять саму ситуацию и разобраться в ней.
Подобную сонастройку осуществляют с помощью таких навыков как ясновидение, сверхчувствование, эмпатия. Это естественные способности человека, которые можно в себе развить. Иногда они проявляются по отношению к очень близким людям. Но можно развить эти навыки в себе для профессиональной работы и в качестве саморазвития.
Пятый навык хорошего психолога – это расширенный инструментарий для разрешения психических проблем клиента. Заключительным этапом работы с человеком являются коррекционные действия на его психику или же обучение его какому-то конкретному способу, чтобы он сам себе помог. В биосенсорной психологии таких методов и способов очень много, они просты и очень естественны для человека. Это и умение сонастраиваться с человеком, и сверхчувствование другого человека, и ясновидение. А когда проблема или ситуация выявлены, то помимо «классических» путей решения проблемы, можно применить такие навыки как энергетическое восстановление и коррекция психики.
В биосенсорной психологии психика материальна. Это не та материя, которую мы можем потрогать рукой, как стол, например. А другая – внефизическая, но на нее тоже можно вполне продуктивно влиять энергетическими меридианами, полями и прочими энергетическими структурами человека. Например, любая психическая проблема имеет вполне конкретное «место крепления» в проекции физического тела человека в качестве зажима, блока. И через это место можно начинать работать с проблемой как с материальным образованием.
На Профессиональном курсе в Институте биосенсорной психологии мы обучаем людей этим навыкам и методам. Обучающиеся сначала изучают всё на себе, понимают ценность и эффективность данных методов, а потом уже успешно применяют их для помощи обратившимся к ним людям.
Работа психологом – это прежде всего возможность разобраться со своими страхами, психосоматическими и чисто психическими проблемами, наладить отношения в семье и на работе, выстроить карьеру и просто научиться получать удовольствие от жизни. Следом идет желание и интерес помогать другим людям. И уже в третью очередь — желание хорошо зарабатывать. И хорошо, если изначально выбор учиться на психолога был по призванию души, а не ради диплома и заработка. Тогда и учиться интересней, и работа приносит удовлетворение.
Как правило, психологи проходят стандартный путь обучения: университет, различные семинары и вебинары, тестирования, чтение книг различных гуру в данной области. Также психологом можно стать с помощью дополнительного профессионального образования. Такой пусть выбрала я, и уже более 20 лет работаю биосенсорным психологом-консультантом и преподавателем.
Первый навык хорошего психолога – это наблюдение за поведением и реакциями окружающих его людей. Если этого наблюдения нет, то человек может прочесть миллион книг, владеть огромным разнообразием практик, только пользоваться он ими будет «как по рецепту» и скорее всего этот «рецепт» будет прописан после какого-нибудь супер-тестирования клиента. Во-первых, при таком подходе легко пропустить значимые личностные особенности человека, наличие которых сложно, а иногда просто невозможно учесть даже в очень хорошем тесте. А во-вторых, способы рефлексации психики конкретного человека на «прописанный» ему метод могут по тем или иным причинам оказаться совсем другими, чем предполагается в теории. Способы реагирования психики на одни и те же ситуации у разных людей значительно отличаются, а иногда противоположны. И пока психолог найдет нужную «таблетку», может пройти много времени и затрачено много сил на апробирование способов решения проблемы.
Научиться же наблюдать за людьми просто — практика всегда рядом: семья, друзья, коллеги, люди в общественном транспорте. Это нарабатывает профессиональную наблюдательность, учитывающую индивидуальные особенности людей. А значит и восприятие того или иного человека и связанной с ним ситуации будет ближе к реальности, ближе к делу.
Второй навык хорошего психолога – это умение сопоставлять и анализировать. Причем, обучившись этому не по книгам, а по живым ситуациям. Психолог должен уметь анализировать поведение конкретного человека или группы людей относительно той или иной темы разговора, произошедшей ситуации, времени года, времени до или после работы, сытости или голода, относительно каких-то предшествующих событий, связанных этим человеком и т.п. Такой анализ научит понимать причины поведения людей; взаимосвязь причин и следствий; понимать факторы, которые имеют наибольшее значение для психики человека при выборе способа реагирования; понимать в итоге, что движет тем или иным человеком. А, значит, психолог научится быстрее и точнее разобраться в ключевых моментах проблемы человека и способе ее решения. Психолог в результате анализа приходит к тому, что очень многое в поведении человека ситуационно и зачастую никакими «психическими типами» не объясняется. Если психолог не умеет анализировать, то человек перед ним – закрытая книга.
Третий очень важный навык для психолога – это умение понимать и регулировать своё психоэмоциональное состояние. Речь идёт о личных реакциях на поведение или слова другого человека. Недавно наткнулась на одну книгу-практикум, где обучают психологов перед зеркалом тренировать в себе «говорящий» взгляд заинтересованности, радости, понимания. Ужаснулась! Получается, что книга учит, как лучше обмануть обратившегося к психологу человека, чтобы психолог «правильно» среагировал в нужный момент. По мне так лучше разобраться в причинах своих реакций и научиться регулировать их. Если этого нет, значит такому психологу самому нужна помощь, поскольку решить свои проблемы он не в состоянии.
Если психолог умеет регулировать себя, то, во-первых, ему не придется тренироваться обманывать людей, вырабатывая у себя нужную реакцию, а во-вторых, это дает ему возможность разобраться со своими страхами, комплексами, психосоматическими и психическими проблемами, наладить отношение в семье и на работе, выстроить свою карьеру и просто научиться получать удовольствие от жизни. Это то, ради чего собственно большинство людей идут в психологию.
Многие реакции в нас возникают рефлекторно, но надо учиться осознанно с ними справляться. Например, если человек проявляет агрессию по отношению к вам в любой обыденной ситуации (стоит в очереди и устал ждать; жена недовольна, что муж едет на рыбалку; муж зол просто потому, что очень устал), у вас в ответ возникает агрессия. Методы биосенсорной психологии помогают с этим справиться и убрать эту агрессию путем медитативного подхода, который кратко выглядит так: медленно выдыхаем и растворяем свою реакцию, агрессию; не зажимаем её в себе, а, наоборот, отпускаем, размываем, вытепляем. Тогда она «не засядет» зажимом где-то внутри. То же самое во время консультаций с человеком, наблюдайте и за его реакциями, и за своими. Если вы владеете психической саморегуляцией, вы можете, например, рядом с волнующимся нервничающим расстроенным клиентом сохранять внутреннюю уравновешенность и, более того, распространить эту уравновешенность на клиента, осуществляя коррекцию его состояния. Это очень ценно.
Четвёртый навык хорошего психолога – это умение чувствовать и понимать находящегося перед ним человека. Здесь речь идет не о сопереживании и сострадании, а об особых навыках сонастройки с психическим состоянием человека. Благодаря этой сонастройке можно почувствовать и увидеть те события и переживания, о которых он рассказывает. Можно почувствовать как бы сквозь рассказчика других людей, участвовавших в ситуации, их состояние и реакции. Это поможет лучше понять саму ситуацию и разобраться в ней.
Подобную сонастройку осуществляют с помощью таких навыков как ясновидение, сверхчувствование, эмпатия. Это естественные способности человека, которые можно в себе развить. Иногда они проявляются по отношению к очень близким людям. Но можно развить эти навыки в себе для профессиональной работы и в качестве саморазвития.
Пятый навык хорошего психолога – это расширенный инструментарий для разрешения психических проблем клиента. Заключительным этапом работы с человеком являются коррекционные действия на его психику или же обучение его какому-то конкретному способу, чтобы он сам себе помог. В биосенсорной психологии таких методов и способов очень много, они просты и очень естественны для человека. Это и умение сонастраиваться с человеком, и сверхчувствование другого человека, и ясновидение. А когда проблема или ситуация выявлены, то помимо «классических» путей решения проблемы, можно применить такие навыки как энергетическое восстановление и коррекция психики.
В биосенсорной психологии психика материальна. Это не та материя, которую мы можем потрогать рукой, как стол, например. А другая – внефизическая, но на нее тоже можно вполне продуктивно влиять энергетическими меридианами, полями и прочими энергетическими структурами человека. Например, любая психическая проблема имеет вполне конкретное «место крепления» в проекции физического тела человека в качестве зажима, блока. И через это место можно начинать работать с проблемой как с материальным образованием.
На Профессиональном курсе в Институте биосенсорной психологии мы обучаем людей этим навыкам и методам. Обучающиеся сначала изучают всё на себе, понимают ценность и эффективность данных методов, а потом уже успешно применяют их для помощи обратившимся к ним людям.