Как душеведы отреклись от души, или Краткая история развития психологии
Текст: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии — на основании открытых интернет-источников.
Психология — часть философии и наука о душе
Изначально психология была разделом философии. Слово «психология» происходит от греческого «психо» — душа. Психология — это наука о душе. То есть «психологи» — это душеведы, те, кто изучают душу. Такое определение и понимание психологии было дано более двух тысяч лет назад, и таковой оставалась психология вплоть до середины XIX века.
Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон, Сократ, Аристотель — все эти философы древности разных школ изучали душу человека с разных позиций. Материалисты-философы Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных «атомов». Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону, который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.
С XVII в. психологическое знание стало развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских и умозрительных позиций. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольф — эти ученые выдвигали разные концепции отношений тела и души человека, но никто из них не отрицал существование души.
Психология — вне философии и как наука о психических реакциях
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.
— Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вундта. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание психических структур, простейших элементов: ощущений, образов и чувств. «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход.
— Американский психолог У.Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Такой подход назвали функционалистским. «Психология — это наука о функциях сознания», согласно функционалистам.
— Основоположником отечественной научной психологии, считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. То есть произведена попытка свести психическую деятельность к физиологии.
— Бихевиористский подход. Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология — это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии.
— «Гештальтпсихология» возникла в Германии благодаря усилиям Т.Вертгеймера, В. Келера и К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов.
— Начало XX века. Психоанализ, основанный З.Фрейдом. Фрейд ввел в психологию ряд тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К.Юнг), определяют психическое развитие личности.
— Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г.Олпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, К.Роджерс, А.Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я».
Здесь перечислена только часть психологических направлений, возникших с середины XIX века. Объединяет их одно: ученые, назвавшие себя психологами, порвали с философией. Психология, будучи тысячелетиями наукой о душе, перестала ей быть, а душу вообще перестали считать существующей. Психологи перестали изучать душу, а стали изучать психические реакции. И последние полтора века ситуация остаётся таковой.
Только в последние пару десятилетий раздаются отдельные голоса академических психологов в пользу существования души. Это связано с тем, что определенные феномены невозможно объяснить на основании представлений современной психологии, сводящей психику к реакциям центральной нервной системы. К таким феноменам, в частности, относится телекинез.
Позиция биосенсорных психологов: душа материальна
В Институте биосенсорной психологии разработаны подходы обучения, которые дают возможность любому человеку овладеть навыками простейшего телекинеза. Эти результаты зарегистрированы в 2008 году в Российской Книге рекордов и достижений и проверены учеными в различных экспериментах. Согласно проведенным исследованиям, в физическом теле отсутствуют органы, которые могут вызывать телекинез. И напрашивается единственный вывод, что есть нечто в человеке, что влияет на предметы, но что не является его физическими органами и системами. Методом исключения приходим к выводу, что этим «нечто» может быть психика, по классике — душа. А раз она оказывает вполне материальные влияния, то и сама она — вполне материальна. И реально существует. Именно таких взглядов придерживается биосенсорная психология.
P.S. В виде иллюстрации использована картина Надежды Кузнецовой.
Текст: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии — на основании открытых интернет-источников.
Психология — часть философии и наука о душе
Изначально психология была разделом философии. Слово «психология» происходит от греческого «психо» — душа. Психология — это наука о душе. То есть «психологи» — это душеведы, те, кто изучают душу. Такое определение и понимание психологии было дано более двух тысяч лет назад, и таковой оставалась психология вплоть до середины XIX века.
Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон, Сократ, Аристотель — все эти философы древности разных школ изучали душу человека с разных позиций. Материалисты-философы Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных «атомов». Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону, который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.
С XVII в. психологическое знание стало развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских и умозрительных позиций. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольф — эти ученые выдвигали разные концепции отношений тела и души человека, но никто из них не отрицал существование души.
Психология — вне философии и как наука о психических реакциях
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.
— Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вундта. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание психических структур, простейших элементов: ощущений, образов и чувств. «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход.
— Американский психолог У.Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Такой подход назвали функционалистским. «Психология — это наука о функциях сознания», согласно функционалистам.
— Основоположником отечественной научной психологии, считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. То есть произведена попытка свести психическую деятельность к физиологии.
— Бихевиористский подход. Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология — это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии.
— «Гештальтпсихология» возникла в Германии благодаря усилиям Т.Вертгеймера, В. Келера и К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов.
— Начало XX века. Психоанализ, основанный З.Фрейдом. Фрейд ввел в психологию ряд тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К.Юнг), определяют психическое развитие личности.
— Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г.Олпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, К.Роджерс, А.Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я».
Здесь перечислена только часть психологических направлений, возникших с середины XIX века. Объединяет их одно: ученые, назвавшие себя психологами, порвали с философией. Психология, будучи тысячелетиями наукой о душе, перестала ей быть, а душу вообще перестали считать существующей. Психологи перестали изучать душу, а стали изучать психические реакции. И последние полтора века ситуация остаётся таковой.
Только в последние пару десятилетий раздаются отдельные голоса академических психологов в пользу существования души. Это связано с тем, что определенные феномены невозможно объяснить на основании представлений современной психологии, сводящей психику к реакциям центральной нервной системы. К таким феноменам, в частности, относится телекинез.
Позиция биосенсорных психологов: душа материальна
В Институте биосенсорной психологии разработаны подходы обучения, которые дают возможность любому человеку овладеть навыками простейшего телекинеза. Эти результаты зарегистрированы в 2008 году в Российской Книге рекордов и достижений и проверены учеными в различных экспериментах. Согласно проведенным исследованиям, в физическом теле отсутствуют органы, которые могут вызывать телекинез. И напрашивается единственный вывод, что есть нечто в человеке, что влияет на предметы, но что не является его физическими органами и системами. Методом исключения приходим к выводу, что этим «нечто» может быть психика, по классике — душа. А раз она оказывает вполне материальные влияния, то и сама она — вполне материальна. И реально существует. Именно таких взглядов придерживается биосенсорная психология.
P.S. В виде иллюстрации использована картина Надежды Кузнецовой.