Скидка 60% на видеокурс «Где брать силы? Повышение уровня энергии»
Блог Института

В чём отличие биосенсорных дыхательных техник от других

Дыхание Новичкам
Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.

Дыхательных практик в мире существует много: ребёфинг, вайвейшн, холотропное дыхание, дыхательная гимнастика йогов... И есть биосенсорные дыхательные психопрактики. Подход к ним разработан Владимиром Викторовичем Тонковым, основоположником направления биосенсорных психодисциплин. Сразу заявим основное отличие этого дыхания от других: это экстрасенсорный тип дыхания. В других школах на первом месте стоит техника дыхания: как дышать, сколько делать вдохов и выдохов, как именно двигаться при этом. Подход в целом такой: сделай столько-то дыханий таким-то образом — и получишь ожидаемый результат. В биосенсорном дыхании главное — ощущение и чувствование, причем не физического тела, а чувствование именно внетелесных, так называемых тонкоматериальных составляющих своего организма. То есть главное — прочувствовать себя в дыхании, а без этого оно превращается в механическую тренировку мышц. Теперь подробнее об этом.

Биосенсорное дыхание — это часть биосенсорных практик

Дыхательные техники являются неотъемлемой частью биосенсорных практик. Все внетелесные, тонкоматериальные процессы биосенсорных практик проявляются на базе 3-х элементов: движении, звучании и дыхании. Это означает, что в любом занятии биосенсорными практиками: самоцелительством, ясновидением или внетелесными выходами, — участвует дыхание. Более того, считается, что если человек не подключает дыхание к своему занятию, то процесс будет ущербным, а результат — недостаточным. Например, одна из базовых практик — погружение в ощущение вертикального пронизывающего потока. Чтобы её освоить, практически сразу же ведущие подсказывают, как начать дышать так, чтобы этот поток ощутить, усилить и сделать мощным и растепляющим.

Биосенсорное дыхание — экстрасенсорное

Главное отличие биосенсорных дыхательных практик и одновременно их огромное преимущество – это что они рассматриваются и применяются как экстрасенсорные практики, а не как чисто физиологические техники вдоха-выдоха. Приведу рассказывающие об этом цитаты Тонкова Владимира Викторовича из доклада «Дыхание как инструмент расширения способностей» на Открытом Российском Конгрессе по дыханию, СПб, 2004:

«Дыхательная психотехника ничего не стоит без главного инструмента человека – его экстрасенсорного восприятия».

«Если у вас процесс дыхания не связан с экстрасенсорным восприятием, то это не исследование процесса дыхания».

«Если процесс экстрасенсорного восприятия действительно идёт в балансе с дыханием, то не нужны никакие дыхательные техники сверхперегрузочного характера. Такие перегрузочные техники нужны на старте, чтобы человеку пинком изменить мировоззрение и восприятие самого себя, чтобы заставить его обратить внимание на то, на что он обычно внимания не обращал. Экстрасенсорное восприятие — это обязательный элемент, независимо оттого, кто этот человек – политик, философ или учёный».

Биосенсорные подходы к дыханию основаны на общем видении дыхания, как процесса физиологического, но напрямую завязанного на тонкоматериальные обмены. Первично обращение внимания именно на тонкоматериальные свойства дыхания, а не на его частоту, ритмичность или глубину. В этом кроется чрезвычайная эффективность универсального инструмента дыхательных биосенсорных практик. Подчеркивается, что отсутствие воспринимаемого тонкоматериального аспекта в занятии дыханием превращает его в бессмысленную тренировку дыхательной мускулатуры. Например, если тренировать искусственные задержки дыхания, то это и будет просто тренировкой на задержку дыхания. И всё. А если в этих задержках начать прислушиваться к себе: отпускать физические и психические напряжения, вызывать ощущения растворения границ тела, запускать ощущение впитывания кожей окружающего пространства, — тогда начинают оживать наши внетелесные, психические, душевные составляющие. Организм вдруг вспоминает, что кроме физического тела у него есть кое-что другое, и начинает это другое — психику, душу — пробуждать, развивать и восстанавливать от долгого сна.

Экстрасенсорное дыхание пробуждает иные «органы дыхания»

Говоря о дыхании, мы порой упускаем из внимания тот очевидный факт, что оно является принадлежностью нашего физического тела, так как на тонкоматериальных пластах отсутствует привычный нам физический организм с дыхательной системой в виде носоглотки, трахеи, бронхов и легких как таковых. Но при этом считается само собой разумеющимся и даже обязательным использовать дыхание в различных тонкоматериальных процессах. Это возможно благодаря тому, что дыхание осуществляет связь тканей организма с окружающей средой, воздухом. А воздух является для нас первой связующей «ступенькой» к зафизическим явлениям. Воздух невидим, невесом и зачастую не ощущаем сам по себе, но при этом последствия взаимодействия с ним мы чувствуем ежесекундно. Владимир Тонков по этому поводу говорил в лекции «Дыхательные техники как инструмент познания, оздоровления, саморазвития и самовоспитания» от 27 мая 2004 года на Открытом Российском Конгрессе по дыханию: «Воздух является первой тонкоматериальной средой, с которой мы можем иметь прямое дело. В нём, кроме газовой смеси, содержится нечто дополнительное. Это дополнительное я называю тонкоматериальными средами, а кто-то другой – энергиями. Воздух является первой полуматериальной средой, которая находится рядом с нами, и с которой мы работаем. Работаем посредством газообмена».

И далее: «Тонкоматериальные естественные пласты гораздо ближе в дыхании, чем при всём остальном. Когда мы дышим, то имеем возможность закрепить воздухом более тонкоматериальные пласты, чем при простом размахивании руками».

Так как органы дыхания в виде лёгких есть только у физического тела, то пытаясь начать дышать чем-то иным, человек подключает иные «органы дыхания». Например, часто при погружении в ощущения внетелесного во время биосенсорного дыхания человек чувствует, как за его спиной разворачиваются огромные трепетные крылья. Восторг от этих ощущений непередаваем! Или при процессах кожного дыхания человек вдруг начинает «пить воздух» кожей, и это напитывание чувствуется таким нужным и таким сладостным, как глоток холодной воды для путешественника в пустыне.

Безусловно, на занятиях в Институте биосенсорной психологии также обращается внимание на внешние видимые свойства дыхания: его ритм, глубину, частоту и звучность. В определённом спектре практик существует четкая система подсчета вдохов и выдохов и чередования их с задержками дыхания. Ведущие обращают внимание людей на то, чтобы определённым дыхательным циклам соответствовали конкретные движения тела. Например, это относится к так называемому циклическому дыханию. В других случаях отсутствует как чёткий ритм, так и фиксированные движения, и рисунок дыхания отдается на волю занимающегося. В любом случае главенствующим критерием является тонкоматериальный, внетелесный процесс, ведомый дыханием.

Дыхание должно соответствовать цели человека

Мы подходим здесь к главному принципу биосенсорных дыхательных психотехник, который как раз и позволяет успешно применять данные подходы к любым жизненным ситуациям – как осознанно, так и рефлекторно по мере необходимости.

При любой выбранной теме занятия и при любой поставленной человеком перед собой личной цели в биосенсорных практиках рекомендуется так называемая «зацепка» с дыханием, чтобы движение и дыхание составляли единый психо-энерго-физический процесс. Про зацепку очень интересно рассказывал Владимир Тонков в своём докладе «Дыхание в целительстве и экстрасенсорике: пути и методы практического достижения» на X научно-практической конференции ПМАНМ, 5 апреля 2003 года:

«Зацепка состоит в следующем: дыхание нужно совместить с тем процессом, к которому вы идёте. … Необходимо синхронизировать проблему и течение своего дыхания. Это является ключом ко всему: к целительству и самоисцелению, к собственному развитию и получению “чудотворных” эффектов».

«Такое уравновешивание дыхания для совмещения его с “процессом” отсутствует практически во всех школах дыхания. А это важнейший элемент: если зацепка отсутствует, то дыхательные техники являются пустыми».

«Как “поймать” зацепку? Представим себе, что перед нами висит абсолютно тонкий лист бумаги, а нам нужно сдвинуть его. Нажатие на лист должно быть таким, чтобы тот не порвался, но сдвинулся. Так же и при дыхании: надо сдвигать процесс в ту сторону, в какую нам надо, и при этом – не сорваться. Процесс надо “поймать”, потом он наращивается.

И! Управление дыханием должно происходить таким образом, чтобы не срывался контакт.

Зацепка состоит из двух основных моментов.

Первое: умение подвести дыхание под ту задачу, которая нам нужна.

Второе: вызвать движение задачи в сторону её разрешения так, чтобы она не сорвалась».

Задача человека в дыхательной практике может лежать как в области специфических биосенсорных процессов: например, выйти на качественно новый уровень энергетического насыщения или активизировать энергетические меридианы на большом количестве пластов, — так и в области чисто утилитарной: уравновесить своё состояние во время стрессовой ситуации на работе, подготовить себя к докладу на конференции, облегчить самочувствие при определенном недомогании или гармонизировать взаимодействие с конкретным человеком. Для любой задачи, для любой поставленной цели каждому конкретному человеку подойдёт конкретное, но разное дыхание, которое по идее он должен подбирать сам. А если человек занимается дыханием в группе под руководством ведущего, то это дыхание он настраивает на свою текущую цель.

Какое дыхание выбрать для саморазвития

Глубокое, сильное и эффективное измененное состояние сознания может достигаться только в тех дыхательных практиках, которые рассматривают дыхание изначально как экстрасенсорный процесс, и таким образом им и занимаются. Если же дыхательные практики занимаются чисто механической физкультурой дыхательных мышц с той или иной частотой и глубиной, то о каких-либо заметных изменениях говорить нельзя. Тем более, сделать процесс дыхательной техники регулируемым крайне сложно, если исключать из внимания его тонкоматериальную суть. По поводу контроля: механистические дыхательные практики часто пытаются контролировать как само дыхание, так и его результаты. Но грамотнее, безопаснее и эффективнее не пытаться контролировать дыхание и возникающие состояния, а исследовать их, наблюдать за ними, смотреть, куда они ведут, и «расчищать препятствия» на этом пути. Поэтому я рекомендую исследовать свое дыхание, базируясь на ощущениях тонкоматериальных субстанций, а практики так называемого механического дыхания — исключить, как непредсказуемые для здоровья психики и тела. Либо можно включить тонкоматериальные подходы в механистические практики дыхания, но тогда окажется, что выполнять их в классическом варианте станет сложно. Зато результаты будут интереснее.

P.S. В виде иллюстрации использована картина Надежды Кузнецовой.