Блог Института

Плюсы и минусы онлайн-обучения биосенсорным практикам

Самопознание
Автор: Надежда Кузнецова, преподаватель Института биосенсорной психологии.

Сейчас, в 2020 году, люди стремятся обучаться онлайн. Хотят заниматься онлайн даже те, кто живёт с преподавателем в одном городе. Почему так происходит — в этом тексте не буду разбираться. Мне, как ведущей онлайн-семинаров и курсов по биосенсорной психологии, такой интерес выгоден. Ещё мне выгодно, чтобы люди не просто шли на курсы, а проходили их с хорошими результатами. Поэтому встаёт вопрос, насколько успешно люди могут обучаться по интернету именно биосенсорным практикам, связанным с психикой, душой, восприятием и мышлением. Мой ответ: такое обучение эффективно, но — не всегда, не для всех и не с любым преподавателем. Разберём подробно, от чего это зависит, на плюсах и минусах онлайн-обучения.

ПЛЮСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-УЧАСТНИКОВ

Экономят время

Не надо тратить время на дорогу до офиса, где проводится занятие, и обратно. Включили компьютер — и занимаетесь в своей комнате дома. Иначе придется потратить на путь до офиса минимум час. В данном случае мы говорим об Институте биосенсорной психологии, и он расположен в центре города около метро Горьковская. А город большой! Так что из какого-нибудь спального района типа ст. метро Пионерской — выходит уже около полутора часов. Умножьте на 2 — на обратную дорогу. Уже много.

Если же человек решает приехать к нам из другого города, то счёт может идти не в часах, а в днях. Даже если не поездом ехать, а лететь самолетом, все равно это — время. А время, извините за банальность, — очень ценный продукт. Так что для многих иногородних онлайн-занятия — единственный шанс обучаться у преподавателей нашего Института.

Экономят деньги

Онлайн-обучение в Институте биосенсорной психологии, как правило, дешевле, чем очное посещение семинаров и курсов. Но даже если цены при очном и онлайн-посещении сравнимы или равны, то опять же онлайн-участники из других городов сильно экономят в дополнительных расходах: вместо покупки билетов на самолёт или поезд и вместо оплаты гостиницы они тратятся только на оплату высокоскоростного интернета и веб-камеру с микрофоном. Причем, однократно. Тарифы на железнодорожные или авиа-билеты не буду приводить: информация открытая, всем известная и часто приводит в уныние.

Даже питерским участникам есть в чём экономить. Возьмем опять же пример с поездкой на улицу Зверинскую, где расположен Институт, из района ст. метро Пионерская. Предположим, человек едет по карте Подорожник по самому дорогому тарифу: маршрутка 33 руб. + метро 38 руб. Итого: 71 руб. туда-обратно, и умножить на 12 занятий в месяц — столько длится Общий курс биосенсорных практик. Получается 752 рубля в месяц. Наглядно.

Экономят силы

Здесь я имею в виду экономию сил теми, кому сложно или невозможно приехать в Институт физически по каким-либо причинам. Например, у человека болят или травмированы суставы. Или дома болеет близкий человек, которого не оставить одного. Часто онлайн-занятия выручают молодых мам с детьми на руках. В общем, здесь всё ясно, переходим к следующему пункту.

Чувствуют себя комфортно

Для многих, особенно новичков, прийти в незнакомое место к незнакомым людям, где предполагается открытое общение на личные и глубокие темы о душе, сознании и психике — это критичная ситуация. А заниматься всё равно хочется. Выход — «спрятаться» за экраном монитора: выставить его как экран защиты между собой, преподавателем и другими участниками. И не важно, что защита эфемерная: участники прекрасно чувствуют друг друга на наших курсах, а уж преподаватель биосенсорной психологии обязан не просто чувствовать, а хорошо видеть и оценивать состояние каждого слушателя. Всё равно для человека заниматься дома, где вокруг привычные вещи — более комфортно и спокойно. Как мне недавно честно призналась одна женщина: «Прийти боюсь. Хочу через интернет». Это срабатывает даже для иногородних участников, у которых, казалось бы, онлайн-участие — единственный вариант обучения.

Добавим сюда скептицизм и недоверие новичков, которые думают: «Если приду лично, то уже никуда не денусь. А через интернет, если что не понравится — сразу отключусь». Отключаются, конечно, единицы, но человек при этом чувствует больший контроль над ситуацией.

Для кого-то из онлайн-участников не так болезненно для самолюбия, когда их «ругают» через Интернет, а не лично в лицо. На наших курсах и семинарах преподаватели могут в жёсткой форме формулировать рекомендации по практике, и некоторыми это воспринимается как ругань. Не ругань, конечно, а нахождение наиболее эффективного подхода к обучению. Но тем не менее — тут тоже нахождение за экраном монитора работает как психологическая защита.

Итого: онлайн-участники, находясь дома, экономят силы на адаптацию к физическому присутствию в стенах нашего Института.

Эффективно обучаются

Это самый важный плюс онлайн-обучения. Эффективность обучения у наших преподавателей обусловлена эффектом присутствия, который возникает на онлайн-курсах. Эффект присутствия — это когда человек ощущает себя в помещении, которое находится за сотни километров от его компьютера, и рядом с людьми, которые сидят в разных городах России или мира за своими компьютерами.

Связано это, во-первых, с тем, что сеть Интернет не зря названа сетью: это вполне материальное образование сетевой структуры. Я имею в виду не компьютерные кабели, а тонкоматериальные объекты, дублирующие и сопровождающие интернет-соединения между людьми. Это похоже на многомерную, огромную, разветвленную паутину вне нашего физического пространства, нити которой — это все интернет-соединения мира. Психика человека очень любит взаимодействовать с этой внефизической паутиной, поэтому, в частности, люди так «залипают» в интернете. На наших онлайн-курсах люди своим интересом тянутся к преподавателю и другим участникам, скользят частью своей психики по сети, и сетевая паутина в буквальном смысле их соединяет.

Во-вторых, эффект присутствия специально создает преподаватель биосенсорных практик. На курсах я учу людей настраиваться на ведущего, на пространство Института, на других участников — осознанно тянуться к ним, устанавливать взаимодействие. Причем настраиваю людей так, чтобы они тянулись не столько через сеть, а напрямую, минуя уровни компьютерных связей. Таким образом люди расширяют область действия своей психики, тренируют её. Также эффект присутствия ведущий усиливает, когда даёт настройку на обучающие процессы. Я вижу это как опрокидывание «волны» особо действующих субстанций эдаким «веером» на каждого из слушателей курса. Когда ведущий делает это осознанно, мощно и целенаправленно, то люди тот час чувствуют разницу ощущений и говорят: «С ведущим процессы идут явно сильнее».

Итак, онлайн-участники тянутся внефизическими частями самого себя к ведущему, в то пространство, где проходит курс. Тянутся по сети и вне её. Таким образом они воспитывают и тренируют то, что требуется для этого действия, и что как раз и нужно воспитывать и тренировать на таких практиках: свою душу — внефизическую составляющую своего организма. В этом процессе онлайн-участники имеют даже преимущество перед теми, кто приходит в Институт. Очным участникам не надо никуда тянуться: преподаватель рядом, перед ними. Поэтому очных участников ведущие специально особыми подходами ориентируют на внефизическое восприятие. Онлайн-участники уже изначально на него ориентированы, и преподавателю нужно просто подхватывать, направлять и развивать этот внефизический интерес. То есть обучение онлайн изначально — это обучение не на физическом уровне взаимодействий. А именно такое обучение и является единственно эффективным для любых духовных и душевных практик, к которым относится биосенсорная психология.

МИНУСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-УЧАСТНИКОВ

Чаще халтурят

Некоторые плюсы онлайн-обучения порой оборачиваются минусами. Когда участники психически «прячутся» за экранами мониторов, то это позволяет им иногда схалявить, выполнить рекомендации ведущего вполсилы. Ведущий, — я сейчас говорю только о преподавателях Института биосенсорной психологии, — всегда на уровне восприятия внефизических взаимодействий видит, кто и как занимается. Видит он это даже когда у участника выключена веб-камера. Но человеку кажется, что ведущий не заметит, и позволяет себе схалтурить. Были, например, ситуации, когда человеку раз за разом говорилось приседать пониже, и он вроде это делал, хотя по ощущениям делал плохо. Веб-камера не показывала человека целиком — отследить глазом было сложно. Потом этот человек приехал на занятие в Питер, и тут же выяснилось, что действительно — приседать-то надо ниже. Он сам отметил: «Если занимаешься в Институте, схалявить сложнее!» Так что онлайн-участие требует от человека большей ответственности за то, как он выполняет рекомендации, большей самоосознанности и внимательности. Если эти качества слабоваты, эффективность обучения будет уменьшаться.

Больше отвлекаются

Привычная обстановка своей квартиры, которая была плюсом для комфортного самоощущения, оборачивается минусом в плане эффективности. Дело в том, что всё вокруг родное, знакомое, любимое... и всё это страшно отвлекает! Взгляд на книжную полку: «А не перечитать ли вот этот роман?..» Взгляд на пол: «Ох, пора уборку делать...» Запах из кухни: «Так, на ужин есть чем мужа кормить, а завтра на обед что?..» И так далее. Когда человек приходит в Институт, там его ничего не отвлекает. Дома же необходимо организовать пространство для занятий, а это иногда не просто. Когда идут занятия в реальном времени с ведущим, тот отчасти компенсирует отвлекающее влияние домашнего окружения, удерживает внимание каждого участника на процессе, помогает. Что касается занятий в записи, то для новичка они легко могут превратиться из обучения в развлечение — ведущий не наблюдает, и можно смотреть запись как «киношку», ещё и под чаёк с бутербродами. Именно поэтому обучение в нашем Институте направлено на прямое общение с участниками, а видео-записи используются как дополнение.

Также дома онлайн-участников отвлекают их родные и близкие. Иногда им сложно объяснить, почему нельзя врываться в комнату во время занятия курса. Часто они любопытничают, прислушиваются под дверью или, наоборот, начинают шуметь за стеной или громко разговаривать. Концентрации на занятии это не добавляет. Помню одну участницу, к которой во время почти каждого занятия в комнату заходила её дочка лет десяти: бродила, что-то спрашивала, заглядывала в монитор... Мама пыталась не обращать внимания. Только услышав строгое напутствие ведущей из колонок: «Ребёнок, иди в другую комнату, не мешай маме!», девочка оставила женщину одну.

Так что для эффективных занятий онлайн-участникам надо задуматься над организацией пространства и над тем, как урегулировать взаимодействия с домашними. Всё равно, конечно, заниматься дома и в Институте — это разные вещи. Поэтому я всегда советую онлайн-участникам выбираться на занятия в Санкт-Петербург — хоть раз в год, хоть на день. Это позволяет им «подтянуть хвосты», неизбежно, увы, возникающие при онлайн-обучении. Те, кто приезжает, отмечают большую разницу в ощущениях дома за компом и при полном погружении в Институте. И эти, чаще всего, короткие приезды дают им огромный объём новых ощущений, который они дальше могут осваивать и развивать дома.

Должны обустроить интернет-связь

Во-первых, для онлайн-обучения нужен быстрый интернет, без этого никак. Чтобы спокойно принимать и отправлять аудио- и видео-потоки, рекомендуется минимальная скорость в 5 Mb. Проверить скорость своего соединения можно с помощью Интернетометра Яндекса. И проверить это нужно заранее, а не в день начала курса! Иначе можно сильно «обломаться» и остаться без обучения. На прошлом курсе таким образом из группы выбыла участница из Греции: её тариф обеспечивал крайне низкую скорость, трансляция постоянно обрывалась, женщина нервничала и заниматься, естественно, не могла. А поменять тариф она смогла только через несколько месяцев — такие там в Греции правила. Так что ещё раз повторю: заранее обеспечьте себя быстрой связью!

Во-вторых, нужны большой монитор и стационарные колонки. Именно колонки, а не наушники — на занятиях мы встаём, двигаемся, садимся, снова встаём... С наушниками это свободно не сделать. Экран же нужен достаточно большой, чтобы видеть, что именно показывает ведущий. На маленьком экране смартфона детали не видны. Вывод: заниматься желательно с ноутбука или стационарного компьютера.

В-третьих, нужны веб-камера и микрофон более-менее среднего качества, чтобы участник мог рассказать о своих ощущениях и показать, как он занимается. Тогда он получит полноценную обратную связь от ведущего. Иначе — проблемы, нервотрепка для всей группы и рваные психические процессы. Не раз бывало, что микрофон у кого-то одного в группе настолько «фонил», что мешал всем, и самого человека не было слышно. Приходилось запрещать этому участнику пользоваться микрофоном, а он сам в экстренном порядке бежал в магазин закупаться новым.

Итого: если человек хочет эффективно заниматься онлайн, он должен озаботиться техническим обеспечением такого обучения.

Сильно зависят от мастерства преподавателя

Понятно, что для очных участников мастерство преподавателя тоже важно. Но онлайн-обучение имеет в этом плане свою специфику. Бывает так, что у одного и того же специалиста биосенсорной психологии онлайн-слушатели показывают худшие результаты по сравнению с теми, кто лично приходит в Институт.

Обучение — и я говорю о любом обучении! — происходит только если человек вышел из так называемой зоны комфорта. Когда человек, особенно, новичок приходит на курсы и семинары в Институт биосенсорной психологии, он уже вне этой зоны — так устроено пространство Института. А интернет-участник находится дома, в той самой комфортной атмосфере, которую я описывала как плюсы интернет-обучения. Для комфорта — это действительно плюс, а для эффективного обучения — минус. Чтобы человек начал обучаться, его нужно вывести из комфортного стабильного состояния психики. И тут зависит от преподавателя — если он умеет находить подходы к интернет-участникам, чтобы приводить их в обучаемое состояние, — тогда курс будет результативным. Если не умеет — тогда вместо обучения будет простое информирование или приятное времяпровождение. Кого-то, возможно, и это устроит, меня лично — нет.

Еще одна специфика онлайн-обучения — это умение преподавателя чётко видеть на расстоянии, что происходит с каждым участником, и давать каждому настройку на процесс. Для опытных специалистов биосенсорной психологии — это не проблема: они знают разницу между занятиями собой и занятиями группой и отличают реальное видение от иллюзорного. Я уже писала, что онлайн-участники чётко отслеживают влияние преподавателя. Особенно ярко это проявляется, когда нужно помочь конкретному человеку. Я в таких случаях в буквальном смысле «перетекаю» внефизической частью себя к человеку, и, к примеру, своей внефизической «рукой» прикасаюсь к нему, показывая, как надо чувствовать субстанции. Реакция человека — радостное изумление от того, насколько вещественно ощущается такое присутствие и прикосновение.

Важная особенность онлайн-обучения — это требования к речи преподавателя. Особенности передачи аудио-потоков по интернету таковы, что неизбежны искажения голоса. Микрофон «слышит» звук голоса не так, как ухо человека. Микрофоны имеют направленность приёма звуков, фильтрацию частот, различное усиление и прочие характеристики, которые я рассматривать сейчас не буду, но которые надо обязательно учитывать ведущему онлайн-курсов. Если преподаватель способен выстроить свою речь с учётом особенностей передачи аудио по сети, его слушателям повезло. Если же при наличии нормального оборудования слушатели плохо слышат и понимают преподавателя, обучение биосенсорным практикам можно заканчивать. Сбои в видео-передаче люди еще как-то компенсируют, а вот проблемы со звуком — из-за особенностей речи преподавателя! — моментально сбивают их с процесса.

Все предыдущие описанные плюсы и минусы зависели от качеств человека — слушателя онлайн-курсов. На последний же пункт человек повлиять никак не может: к какому преподавателю попал, настолько и повезло.

Тема интернет-обучения очень объёмная, и не сказано ещё многое. Если у вас остались вопросы — обращайтесь. Ну, и приходите в наш Институт на онлайн-курсы и семинары.